0
2148
Газета События Интернет-версия

28.12.1999 00:00:00

Спецоперация по зачистке Грозного в действительности оборачивается штурмом

Тэги: Грозный, Чечня, блокада


Федеральные войска собирают трупы чеченских боевиков на окраине Грозного.
Фото АП

НАКОНЕЦ-ТО в ночь на минувшую субботу Минобороны России объявило о том, что было и без того ясно на протяжении двух предшествующих недель, - идет операция по освобождению Грозного. Кольцо окружения федеральными войсками столицы Чечни естественным образом сжалось до границ ее окраинных районов. Сообщается, что подразделения Объединенной группировки полностью овладели северо-восточной частью города и продолжается их продвижение к центру. Перед ними стоит задача отсечь боевиков, находящихся в центре Грозного, от хорошо укрепленного Старопромысловского района. Операция ведется по всем канонам боевых уставов, определяющих принципы организации и ведения действий в городской черте: небольшими группами, с наименьшим использованием неповоротливых танков и других бронесредств, но массированным применением артиллерии и авиации. Сообщается, что боевые действия в Грозном носят локальный характер, что можно расценить как отсутствие крупного успеха у федералов. Во всяком случае, развитие боевых действий отнюдь не похоже на освобождение Гудермеса и других 85% населенных пунктов Чечни, уже находящихся под контролем российских войск. Старейшины Грозного не искали контакта с командованием федеральных войск и не изгоняли вооруженных террористов за пределы столицы.

Совершенно ясно, что сдача Грозного без боя - решительного и ожесточенного - для полевых командиров равносильна окончательной утрате авторитета среди населения. Овладение городом означает коренной перелом в ходе военной кампании, основательно подготовленной Москвой. Без сомнения, в Генеральном штабе полагали, что при этих условиях не обойтись просто спецоперацией - несколько усложненной зачисткой улиц и площадей силами МВД и чеченской милиции во главе с бывшим мэром Грозного Бисланом Гантамировым. К тому же российское военное руководство априори исключало переговорные подходы в ходе ведения боевых действий, а потому и контактов с властями осажденного Грозного не могло быть.

Возможно, в Минобороны надеялись на чудо, но его, увы, не произошло в течение трех недель после истечения срока ультиматума жителям чеченской столицы. Между тем в Москве поджимают, как представляется, и сроки - одним военно-политическим руководителям очень хочется доложить, а другим - услышать о том, что еще до наступления Нового года падет цитадель международного терроризма на Северном Кавказе. Чеченская война уже стала камнем преткновения в развитии политических и экономических связей со странами Запада. Для внутриполитических целей Кремлю в затянувшейся войне на Северном Кавказе также было бы желательно через месяц-другой поставить победоносную точку и тем самым укрепить свои позиции в начале президентской гонки.

Под воздействием этих факторов спецоперация, согласно сценарию которой впереди федеральных сил по улицам Грозного должны идти милиционеры Гантамирова, переродилась в свою противоположность - штурм города, когда дорогу чеченским милиционерам расчищают регулярные войска. Такое положение вынужден был признать сам Гантамиров в воскресном интервью телеканалу РТР - 800 милиционеров не сопоставимы с той огромной силой федеральных войск, которая необходима для уничтожения укреплений террористов.

Басаев, Хаттаб и Радуев вывели несколько тысяч своих боевиков из Грозного в горы, планируя активизацию партизанской войны на территории Чечни с наступлением весны, то есть где-то в феврале. А до тех пор противодействие федеральным войскам в Грозном будут оказывать от 2 до 7 тысяч боевиков. Террористы готовятся перехватить боевую инициативу у федеральных сил. Настал кульминационный момент.

* * *

ПРЕМЬЕР-МИНИСТР РФ Владимир Путин вчера вновь заявил о решимости довести до конца антитеррористическую операцию на Северном Кавказе. При этом он заверил, что "в Грозном все развивается по плану". Ему вторят и высшие военные руководители страны. Конечно, раскрывать детали плана недопустимо, но все последние события наводят на мысль об отсутствии четкого представления последствий меняющихся на ходу планов российского командования и стремления в самое ближайшее время завершить антитеррористическую операцию. Владимир Путин готов нести политическую ответственность за события в Чечне, оставляя на армию решение военно-тактических задач. Развернувшийся штурм Грозного повышает эту ответственность, особенно с учетом того, что перспективы политического урегулирования настолько туманны, что Москва либо рискует окончательно запутаться, либо настолько умело скрывает свой "план", что сознательно позволяет говорить о своих ошибках.

Это касается в первую очередь роли пресловутой милиции Бислана Гантамирова.

Другой чеченский персонаж - глава промосковского Госсовета Чечни Малик Сайдуллаев вполне может быть отнесен к разряду людей с "грязными", по Шаманову, руками. Ведь именно он стал инициатором международного скандала, вызвавшего отповедь генерала и связанного с событиями в Алхан-Юрте, где, по его утверждению, федеральные войска уничтожили свыше 40 мирных жителей. Но и Сайдуллаев при всей своей лояльности к Москве заявил, что федеральным силам вряд ли удастся взять Грозный под контроль к Новому году и бои могут затянуться на месяцы. По его словам, боевики будут держать город столько, сколько посчитают необходимым, и после этого предпримут попытки вырваться из окружения.

Остается надеяться, что Москва учитывает все детали поведения своих "союзников". О том, что политические меры продолжают предприниматься, свидетельствует и встреча в Ингушетии главы МЧС Сергея Шойгу с представителем Аслана Масхадова Хож-Ахмедом Ярихановым. Информация об этих переговорах крайне скупа, на них якобы обсуждались вопросы вывоза из Грозного оставшихся там мирных жителей и создания "гуманитарных коридоров". Сам Шойгу утверждает, что он не уполномочен обсуждать все вопросы, которые выходят за рамки проблемы мирных граждан в Грозном. Но, учитывая его возросший политический вес, а также ответственность нынешнего момента, можно предположить, что хотя бы одно предложение Владимира Путина было доведено до Масхадова. Во всяком случае, чеченские источники Интерфакса считают важным сам факт переговоров. Может быть, российское руководство имеет более гибкий план, чем лобовой штурм Грозного?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Вампир» навестил Москву

«Вампир» навестил Москву

Александр Матусевич

0
630
Бюджету грозит многотриллионный дефицит

Бюджету грозит многотриллионный дефицит

Анастасия Башкатова

Есть риск, что Минфину придется все больше брать в долг

0
2626
В России остановился рост реальных зарплат

В России остановился рост реальных зарплат

Михаил Сергеев

Доходы населения летом ушли в минус

0
1522
Белоруссия из-за санкций снизила грузопоток на 30%

Белоруссия из-за санкций снизила грузопоток на 30%

0
681

Другие новости