Чеченский участок российско-грузинской границы полностью блокирован в результате десантирования российских пограничников. Фото Артема Житенева (НГ-фото) |
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ силы в последние дни предпринимают совместные координированные действия в ходе контртеррористической операции в Чечне. Вслед за недавним десантированием и закреплением подразделений ВДВ в районе Аргунского ущелья в непосредственной близости от грузинской границы туда же были переброшены российские пограничники. По оценке директора Федеральной пограничной службы РФ Константина Тоцкого, сегодня "основная артерия - дорога по Аргунскому ущелью - перекрыта на 100%". Десантная операция, по словам руководителя погранслужбы, позволила заблокировать массовые перевозки грузов в Чечню по этому ущелью.
По словам Тоцкого, решение о проведении операции в Аргунском ущелье было принято два месяца назад на совещании у министра обороны Игоря Сергеева с участием начальника Генштаба Анатолия Квашнина и директора ФПС. Тогда военное руководство, оценивая возможность десантирования пограничников, пришло к выводу об отсутствии условий для тактического десанта. Федеральные войска тогда были достаточно далеко от границы с Грузией, и существовала опасность потерять десант. Игорь Сергеев как руководитель антитеррористической операции принял решение - по мере создания условий "совместно проводить операции по десантированию пограничников".
Действия военных, ведущих бои по периметру Грозного, в ближайшее время перейдут в более активную фазу. Как сообщили Интерфаксу информированные источники в российском военном ведомстве, подготовка к операции по вытеснению и уничтожению бандформирований, находящихся в чеченской столице, завершена, и командование получило приказ о ее проведении. Однако конкретных сроков начала активной фазы военные не называют. Вероятнее всего, продвижение последует из пригородных районов Ханкала и Черноречье, которые контролируются "федералами". Основную задачу в этой акции будут выполнять подразделения специального назначения Вооруженных сил, МВД и других силовых ведомств, также широко будут задействованы снайперы, специалисты химических и инженерных войск. Присутствие в районе Грозного представителей химических войск объясняется имеющимися разведданными о планах боевиков взорвать зарытые в разных районах города емкости с сильнодействующими химическими веществами.
* * *
СРАЗУ же после появления информации о том, что в Москву прибыл муфтий Чечни Ахмад Хаджи Кадыров, стало ясно, что он приехал в российскую столицу не только для встреч с представителями чеченской диаспоры. В ноябре муфтий уже был в Москве, где его приняли представители российского руководства, включая премьер-министра Владимира Путина. Тогда итогом их встречи стали всего лишь слова Кадырова - "в чеченском обществе найдутся силы, способные консолидировать его в борьбе с терроризмом".
Теперь же стало понятно, что кандидатура муфтия далеко не исключена Москвой из списков потенциальных партнеров. Это подтвердил и Владимир Путин, заявивший вчера, что российское правительство вступило в контакт с Кадыровым исходя из того, что "военные действия нужно сопровождать политическим процессом". Видимо, сегодня премьер встретится с чеченским муфтием, но, оговорился Путин, "Кадыров не всегда формулирует такие тезисы, которые нас устраивают". Вместе с тем премьер встал на защиту чеченского духовного лидера, выразив возмущение в связи с тем, что "стоит Москве начать политический диалог с представителями Чечни, как эти представители немедленно объявляются врагами чеченского народа и звучат призывы к их убийству". Таким образом, президент Чечни Аслан Масхадов все больше выступает не как потенциальный участник переговоров с Москвой, а как объект следственных действий. Главное управление Генпрокуратуры РФ по Северному Кавказу потребовало от него явиться для дачи показаний по уголовному делу о массовом убийстве 34 русских жителей станицы Микенская Наурского района Чечни в октябре этого года.
Между тем Владимир Путин вслед за военным командованием заявил, что антитеррористическая операция в Чечне близится к завершению. Однако, по его словам, никаких конкретных дат руководство страны устанавливать не намерено. "Мы будем действовать исходя из военно-политической целесообразности, прежде всего думая о сохранении жизни наших солдат и мирных жителей", - подчеркнул премьер. Одновременно он был вынужден отражать удары западных СМИ в развернувшейся информационной войне. "Чушью и провокацией" назвал Путин сообщения о том, что федеральные силы якобы забрасывают мирных жителей Чечни гранатами. По его словам, "там очередь стоит из представителей деревень, поселков, городов, которые хотели бы, чтобы федеральные власти пришли туда как можно быстрее, так как за ними придет решение социальных вопросов".
* * *
В СЕНТЯБРЕ этого года в Грозном были похищены Антонина Борщева из Ростова-на-Дону, Антонина Ерохина из Перми, Полина Захарова из Барнаула и Роза Холишхова из Нальчика. С 1995 года эти женщины искали в Чечне своих без вести пропавших сыновей. Алексей Борщев пропал в ту самую новогоднюю ночь 1995 года, когда бригада генерала Льва Рохлина штурмовала Грозный. После того как Рохлин вывел свою бригаду из Чечни, от Алексея не приходило никаких известий, и родители начали поиски сына.
Солдатская мать каждое лето ездила в Грозный, и каждый раз о сыне кто-нибудь из местных говорил ей, что видел Алексея недавно и даже называл место. Мать отправлялась по новым адресам и не внимала уговорам мужа не ездить "в бандитские края". Этим летом Антонина Борщева поехала в Грозный в четвертый раз. По словам ее мужа Анатолия Борщева, в Чечне к солдатским матерям относились с сочувствием, не обижали, на несчастных женщин рука ни у кого не поднималась. Жили матери, приехавшие со всей России, а их, как правило, было до 10 человек, коммуной, практически на одно подаяние. В августе одну из них предупредили, что начинается что-то нехорошее. Женщина немедленно уехала из Чечни. Но Антонине Борщевой предложили съездить в один из аулов за информацией. Тогда-то она вместе с другими женщинами оказалась в заложниках, и с тех пор их никто не видел. В квартире Анатолия Борщева раздаются телефонные звонки, и мужской голос требует выкуп от 10 до 50 тыс. долл. В противном случае хозяину угрожают, что сначала он получит палец жены, а затем ее голову.
Ростов-на-Дону