В то время как на значительной части территории Чечни продолжаются боевые действия, в освобожденных районах налаживается
мирная жизнь и начали работать школы. Фото Артема Чернова (НГ-фото) |
К ПОНЕДЕЛЬНИКУ федеральные войска установили полный контроль над грозненским аэропортом "Северный". Соединения российских войск, находящиеся на подступах к Грозному, продолжают блокировать чеченскую столицу. Никаких массированных действий они не ведут, хотя вступают в боестолкновения с бандитами на окраинах Грозного, не входя в сам город, в частности, при проведении разведки и пресечении попыток групп бандитов покинуть город. Одна из таких банд численностью до 250-300 террористов пыталась прорваться из Грозного в воскресенье. Встретив организованное сопротивление и потеряв до 60 человек убитыми, бандиты были вынуждены вернуться в город, несколько боевиков были захвачены в плен. Потери федеральных войск в бою составили 8 человек погибших и 32 раненых.
Начальник Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны РФ генерал-полковник Леонид Ивашов заявил, что авиация федеральных сил не бомбила высокогорное грузинское село Шатили, расположенное в 5 км к югу от грузинско-чеченской границы у входа в Аргунское ущелье. Российский вертолетный десант был высажен на территории Чечни к северу от этой границы после огневого подавления пунктов сопротивления боевиков штурмовой авиацией по видимым целям. "Это наши боевые действия по уничтожению бандитов на нашей территории", - отметил Ивашов. Кстати, министр обороны Грузии Давид Тевзадзе, по сообщению Интерфакса, вчера признал, что на территории его республики проходят лечение раненые чеченцы. Однако, по его словам, утверждать, что это боевики, не может никто.
Перекрывая возможные пути отступления международных террористов через территорию Дагестана в Азербайджан и далее в те страны, откуда прибыли иностранные наемники в Чечню, федеральные силы блокировали горные дороги, тропы и перевалы в районе административной границы Чечни с Дагестаном. Для этого использованы десантно-штурмовые группы бригады морской пехоты Северного флота, действующие в составе Восточной группировки федеральных сил, которые захватили плацдармы в горах и обеспечили высадку сил соединений ВДВ. По оценке специалистов Минобороны РФ, мало кому из наемников удастся выбраться из Чечни. Оборудовав позиции на ряде господствующих высот вдоль горной дороги, связывающей чеченское село Итум-Кале с Шатили, организованным огнем спецназ ВДВ пресекает все попытки боевиков деблокировать эту жизненно важную для них артерию в Аргунском ущелье.
Между тем российская сторона вчера вступила в очередную информационную схватку с западными СМИ. Британская вещательная корпорация Би-би-си сообщила, что более сорока мирных жителей села Алхан-Юрт, расположенного в нескольких километрах от Грозного и находящегося под контролем российских войск, были убиты федеральными солдатами, которые, войдя в село, убивали людей и скот, грабили дома. Корреспонденту Би-би-си эту информацию якобы подтвердил руководитель так называемого Госсовета Чечни Малик Сайдуллаев, выступающий на российской стороне. Его охрана якобы задержала и передала российским властям двух российских офицеров, подчиненные которых обвиняются в этих преступлениях. Российское военное командование опровергло эту информацию, назвав ее "очередной дезинформацией или просто провокацией". Обращает на себя внимание, что основной источник Би-би-си - Малик Сайдуллаев больше ни в одном СМИ, как западном, так и российском, не выступил с подобными заявлениями. Кроме того, представителям Москвы пришлось опровергать и сообщения о том, что на 22-24 декабря намечен штурм Грозного.
* * *
В Чечне и соседнем Дагестане большие надежды связывали с прошедшими выборами в Госдуму РФ. При этом многие собеседники корреспондента "НГ" были твердо уверены в том, что Владимир Путин и Евгений Примаков составляют одну политическую силу, способную сделать Россию сильной и уважаемой в мире. Как заявил "НГ" председатель Народного собрания Дагестана Муху Алиев, "криминально-анархический режим Ичкерии вот уже семь лет держит в заложниках не только чеченцев и соседей, но и всю Россию".
Что касается непосредственно военных операций, то войска заняли всю равнинную часть Чечни, а в ближайшее время им предстоит решать три основные задачи. Первая - установление контроля над Аргунским ущельем. Практически ежедневно на штурм караванных путей днем уходят штурмовики и боевые вертолеты, а ночью - фронтовые бомбардировщики Су-24. Российско-грузинский участок границы по-прежнему является основным каналом общения боевиков с внешним миром, что на днях еще раз подтвердил экс-президент Чечни Зелимхан Яндарбиев.
Вторая важная задача российских войск - взятие Грозного. По большому счету, его можно было бы и не брать, однако, по рассказам выходящих из города местных жителей, там остались еще 30-40 тысяч мирных жителей - в основном русских стариков. Если их не выручить, то они погибнут либо от рук боевиков, либо от голода.
Махачкала-Ботлих-Гудермес-Червленная
* * *
Сегодня, когда появилась надежда на то, что жизнь образуется, люди все еще боятся, что их обманут, как в 96-м. "В ту войну было много разрушений, напряженные отношения с населением, - говорит старший помощник начальника штаба полка по кадрам Шелковского района Чечни подполковник Сергей Михайлов. - Благодаря СМИ россияне представляют каждого чеченца террористом, перед ними стоят образы бородатого мужика или кричащей чеченки с автоматом. Признаюсь, что, когда ехал на первую войну, я тоже так думал. В какой-то мере это так и было. Но я понял, что на самом деле это обыкновенный, нормальный народ, в силу обстоятельств попавший под влияние кучки людей. Я восемь лет служил в Средней Азии. Здесь много похожего в обычаях, гостеприимстве, в пище. В целом такие же люди, как и я".
Одну из своих задач - формирование органов местной власти - военные комендатуры уже в принципе выполнили. Второй этап - формирование силовых структур, чеченской милиции. "Настоящей проблемой для нас является пассивность местных руководителей в такой напряженный для республики момент. Практически отсутствует финансирование. Здесь люди готовы и стремятся работать, но если бы были деньги, то у них появился бы реальный стимул", - замечает офицер.
Сергей Михайлов убежден, что обратного хода из Чечни уже не будет. "Здесь я больше сталкиваюсь с мирными проблемами. Хотя раньше были другие. Самое сильное потрясение испытал в прошлую войну, когда работал в морге в Моздоке, куда нас направили для опознания трупов. Потрясло неуважительное отношение к погибшим солдатам, которые были свалены в палате в кучу. Разносили мы их неделю. Потрясли обглоданные собаками трупы - как гражданских, так и солдат - на улицах Грозного. Был отдан приказ перестрелять всех собак в районе. Когда я только поднял автомат, даже не успел передернуть затвор, собаки, увидев направленное на них оружие, тут же разбежались. Даже они поняли, что идет война. Что уж говорить о людях. И тем не менее сегодня все иначе, хотя много рассуждают о гуманитарной катастрофе.
Гуманитарная катастрофа - это когда все разрушено и нет надежды. Я такой картины не вижу. Если в Грузии и Абхазии вопрос о возвращении беженцев не решен, то в Чечне в районы, освобожденные войсками, люди возвращаются в свои дома".
Шелковской район
* * *
Главный государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко вернулся из своей поездки по Чечне и Ингушетии. По его словам, с начала военной операции только среди вынужденных переселенцев, живущих в Ингушетии, было зафиксировано около шести тысяч заболеваний. У 880 беженцев врачи обнаружили острые кишечные инфекции, у 351 - чесотку, 53 человека заразились гепатитом, 65 - туберкулезом. Но самым массовым заболеванием является педикулез - на вшей жалуются около двух тысяч человек. Точных данных о состоянии здоровья людей, оставшихся в Чечне, пока еще нет. Но в регионе, где, как заметил Геннадий Онищенко, "практически десять лет не было государственного здравоохранения", вряд ли можно ожидать хороших показателей. Хотя все эти годы Россия худо-бедно помогала чеченским врачам, обеспечивая их время от времени вакцинами и деньгами.
В Москве же 21 декабря состоялся брифинг, посвященный действиям подразделений Министерства внутренних дел на территории Чеченской Республики.
Замминистра внутренних дел Игорь Зубов в своем докладе заявил: "Мы в состоянии обеспечить порядок на приемлемом уровне". По его словам, задачей первостепенной важности является формирование на освобожденных территориях органов внутренних дел, так как ранее существовавшие отделения Министерства шариатской безопасности не являются легитимными. Новые отделения сформированы в основном из временно командированных сотрудников. Однако к охране общественного порядка в составе МВД активно подключается также и местное население. Замминистра отметил, что чеченцы уже принимали участие в проведении многих важных спецопераций, например в освобождении российского летчика.
Среди стоящих перед органами МВД задач Зубов выделил такие, как регистрация гражданства, поиск угнанных автомобилей. Он особенно подчеркнул необходимость обнаружения и уничтожения мини-заводов по переработке нефти, доходы которых идут на финансирование бандформирований. Одной из наиболее важных задач МВД является также обеспечение адресности доставки гуманитарных грузов.
Сложной в правовом отношении проблемой является, по словам Зубова, существование отрядов чеченских ополченцев, поскольку каждый, кто незаконно владеет оружием, подлежит уголовной ответственности. Сложившаяся ситуация, по мнению Зубова, может потребовать нестандартных решений, в том числе и корректировки существующего законодательства.
Замминистра также сообщил, что за время проведения антитеррористической операции в Чечне погибли 44 и ранены 113 сотрудников МВД.