УРОВЕНЬ активности, который проявили вчера столичные избиратели, члены Мосгоризбиркома сравнивали с 1996 годом - уже к 14 часам почти 30% москвичей проголосовали, и, таким образом, де-юре выборы депутатов в Государственную Думу по Москве можно было считать состоявшимися. На момент закрытия участков эта цифра достигла 60,85%. Количество проголосовавших подсчитывалось при помощи сканеров, установленных на 110 участках, что отражало приблизительно 3,5% проголосовавших от общего числа. Интересно, что эта новинка впервые используется в столь широком масштабе. Ее разработчики уверяли, что система сканеров увеличивает точность подсчета голосов и, соответственно, количества избирателей. На самом деле все обстоит диаметрально противоположно: достаточно вспомнить, что в Москве на одного избирателя приходится четыре бюллетеня, а на том, каким образом он их опустит - сразу четыре или по одному, разработчики внимания не акцентируют. И говорить о точности техники, которую предельно мифологизировали в глазах избирателей, мягко говоря, неуместно.
В течение дня члены Мосгоризбиркома уверяли журналистов в том, что никаких нарушений в ходе выборов в столице зафиксировано не было. Однако уже к четырем часам дня на Московскую избирательную комиссию в Генпрокуратуру поступила жалоба от члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса Александра Сорокина, которого полтора часа не допускали для наблюдения за ходом выборов в здание Мосгоризбиркома. Господин Горбунов назвал все произошедшее провокацией и отнес к области "грязных технологий". Тем не менее в адрес МГИК резко высказались и активисты из избирательного штаба СПС, обвинившие председателя городской избирательной комиссии Валентина Горбунова в том, что его заявление об отсутствии жалоб в связи с работой участковых избирательных комиссий не соответствует действительности. Наблюдатели от "правых", а также от "ЯБЛОКА" и ОВР направили в городской избирком несколько жалоб по поводу нарушений, замеченных наблюдателями на различных избирательных участках Москвы. Среди нарушений СПС назвали, в частности, недопуск избирателей на участки. Валентин Горбунов категорично заявил о том, что жалоб не было, но, подумав, поправился: "Мелкие нарушения наблюдались на тех участках, где граждане голосовали по зарубежным паспортам, в местах временного проживания и больницах".
Не обошлось и без слухов. В частности, распространялась информация о том, что в избирательном округе Солнцево из списков была вычеркнута фамилия Юрия Лужкова, поскольку он якобы в последний момент снял свою кандидатуру. Мосгоризбиркому пришлось опровергать столь явную, на взгляд председателя Валентина Горбунова, дезинформацию, которую он также отнес к приемам "грязных технологий". Другая информация сводилась к тому, что в ночь перед выборами неизвестные лица сорвали объявления с указанием адресов избирательных участков. Господин Горбунов вечером извинялся перед москвичами за причиненные неудобства, тогда как в ГУВД Москвы опровергли факт срыва объявлений еще утром до начала голосования.
По мере поступления информации о результатах выборов члены избиркома и работники московской мэрии поздравляли друг друга с тем, что результаты полностью совпали с их ожиданиями. Тем не менее, как заметил один из ведущих политтехнологов, выборы еще не закончились. Сейчас начинается борьба за их результаты. И Юрию Лужкову придется опровергать формулу "победителей не судят". Еще на прошлой неделе на него был подан иск в Верховный суд кандидатом от ЛДПР Алексеем Митрофановым. Наверняка в ближайшие дни к нему присоединятся и другие кандидаты.
Первые за день голосования сообщения о нарушениях поступили прокурору г. Москвы Сергею Герасимову и председателю Мосгоризбиркома Валентину Горбунову из штаба СПС еще до подведения окончательных итогов голосования. В заявлении, подписанном руководителем штаба Маратом Гельманом, говорится о том, что в день голосования в метро расклеивались агитки в поддержку движения ОВР и отдельных его кандидатов.
В целом Москва поразительным образом отличилась от всей России. Если на Дальнем Востоке ОВР не удалось преодолеть пятипроцентный барьер, то столица единодушно проголосовала за ОВР, отдав ему 41% голосов, за Лужкова - 70% и по одномандатным округам отдала предпочтение кандидатам от ОВР, которых прошло в Думу двенадцать из пятнадцати человек. По крайней мере так утверждал московский избирком, хотя точные данные по Москве в Центризбирком поступали со странной медлительностью.
К пяти утра ситуация в Мосгоризбиркоме если и изменилась, то незначительно.
Зато в Подмосковье ситуация для "Отечества" складывалась не так благополучно. Анатолий Тяжлов попал в число отыгравших свое, отойдя даже не на второе, а на четвертое место. В первой тройке оказались представитель КПРФ Геннадий Селезнев и Борис Громов, которого поддерживает "Отечество". Движение наверняка бросит свои лучшие силы, чтобы Москва и Подмосковье оказались единым целым.