Главком РВСН генерал-полковник Владимир Яковлев. Фото Михаила Дюрягина |
- СОЗДАНИЕ Ракетных войск было непростым решением. Выглядит ли оно оправданным с позиций сегодняшнего дня?
- Иного варианта для преимущественно континентальной державы, кроме как сделать ставку на межконтинентальные баллистические ракеты, и не было. Страна, окруженная со всех сторон американскими базами, уязвимая для бомбардировочной авиации США с ядерным оружием, ничем другим, кроме МБР, не могла угрожать территории главного в то время потенциального противника. Поскольку ни нашим ВВС, ни Военно-морскому флоту эта задача была не по силам.
МБР остаются абсолютным оружием, оборонительных рубежей против которого просто нет. Не появятся они и в обозримом будущем. Только еще планируемая США система национальной ПРО, пусть даже с уникальными для технических систем боевыми характеристиками противоракетных комплексов и информационных систем, которые, правда, полномасштабно проверены и реально не подтверждены быть не могут, уже не является непреодолимой преградой даже для сегодняшнего оружия РВСН. Завтрашнее будет еще более совершенным.
Очень немногие люди видели "живьем" эти смертоносные ракеты. |
- История РВСН - это прежде всего история соревнования ядерной гонки СССР и США. Какие уроки можно извлечь из этого соревнования?
- Его результат можно оценивать по-разному, но для нашего народа он был и остается следующим: ценой титанических усилий, огромных материальных затрат, лишений была обеспечена военная безопасность государства, обеспечена стратегическая стабильность. Холодная война так и не стала горячей. Ядерное оружие на практике доказало свою сдерживающую роль, предотвратив столкновение двух антагонистических мировых систем. Стратегические ядерные силы (СЯС) в составе РВСН, морских и авиационных СЯС обеспечили военную безопасность не только СССР, но и его союзников.
За это время произошла глубочайшая трансформация понимания роли ядерного оружия, человечество пришло к выводу, что ядерное оружие не может быть оружием поля боя, а должно быть только оружием сдерживания.
Теория и практика строительства стратегических наступательных вооружений к началу 80-х годов позволили как в СССР, так и в США прийти к выводам, которые оказывают решающее влияние на развитие ядерных вооружений двух стран.
Главный из них заключается в том, что ни одна из сторон не в состоянии сломать достигнутое военно-стратегическое равновесие.
Следующий вывод состоит в том, что каждый новый раунд гонки вооружений требует все больших расходов и становится все более обременительным для экономики государства.
Еще один важный вывод состоит в том, что большее количество боеголовок не означает большей безопасности. Способность современных группировок ядерных сил выполнить задачу сдерживания применительно к другому ядерному государству определяется прежде всего гарантированностью ответных действий, выживаемостью средств доставки ядерного оружия и системы боевого управления и только во вторую очередь - числом зарядов в исходном составе группировки.
- Бытует мнение о том, что развитие отечественных СЯС было стимулом гонки вооружений, проявлением агрессивности нашей страны. Насколько оно обоснованно?
- Многие, и не только на Западе, считали, что СЯС нашей страны были предназначены для первого удара. Но в действительности их строительство велось с ориентацией главным образом на ответные действия, для чего необходимо обеспечить высокую живучесть. В арсенале стратегии сдерживания нашей страны, конечно же, присутствуют все формы боевого применения. Но ставка на гарантированное осуществление ответного удара была и остается определяющей.
- Как в РВСН оценивают попытки США создать так называемую ограниченную систему ПРО страны?
- "Ограниченный" характер национальной ПРО США маскирует существо этой системы. В ее состав будут входить информационные средства, система боевого управления и огневые средства, рассчитанные на ракетный удар, наносимый с любого направления и по любому району территории страны. Создание и функциональное сопряжение первых двух составляющих - ключевой этап в развертывании системы противоракетной обороны территории страны независимо от масштабов ее развертывания. Наращивание состава огневых средств системы ПРО для существенного увеличения количества перехватываемых боеголовок стратегических баллистических ракет является лишь вопросом принятия соответствующего решения. Предпосылки же для возможного принятия такого решения создаются уже сейчас. Россия должна исходить из негативного влияния развертывания этой системы на стратегическую стабильность.
- Какие еще действия США в военной области вы считаете потенциально опасными для России?
- В контексте глобального доминирования США в военной области следует оценивать беспрецедентные усилия США по наращиванию своей космической группировки. Беспрепятственное использование космоса рассматривается в качестве одного из ключевых направлений сохранения мирового лидерства США и принадлежит к основным стратегическим интересам Соединенных Штатов. С учетом важности потенциала космического базирования для информационных операций способности США действовать в космосе, обеспечивать военные действия из космоса и препятствовать противнику использовать космос становятся основой будущего военного успеха.
Этот фактор, как и попытки создать национальную ПРО, определяет возрастание значимости ядерного оружия для обеспечения военной безопасности России.
- Насколько оптимально выбраны приоритеты военного строительства в части соотношения СЯС и сил общего назначения?
- Особенность нынешнего этапа строительства ВС России состоит в том, что впервые потенциально опасные государства и союзы имеют решающее превосходство в силах общего назначения. Понятно, что СЯС не могут полностью заменить силы общего назначения и не должны рассматриваться как панацея от всех угроз военной безопасности, но они способны служить надежной гарантией сдерживания не только от крупномасштабной агрессии, но и от региональных угроз. Поэтому, несмотря на кризисные условия, Ракетные войска поддерживают заданный уровень боевой готовности, полностью контролируемы и управляемы и способны развиваться, адаптируясь к изменяющимся военно-политическим условиям.
Весь комплекс нормативных документов, определяющих программу дальнейшего развития и совершенствования вооружения, отработан, выполнение их требований организовано и зависит только от устойчивого финансирования. Как показывают оценки, для относительно устойчивого поддержания и развития СЯС на них должно выделяться около 25% оборонного бюджета.
Мы знаем состояние и потребности сил общего назначения, понимаем необходимость их усиления. Как и очевидную целесообразность сбалансированного развития всех составляющих ВС РФ, включая СЯС. Поскольку без ядерного баланса потребности в наращивании сил общего назначения возросли бы многократно. В этих условиях главное - это взвешенное, сбалансированное развитие всех компонент Вооруженных сил России.
- Какими вы видите РВСН в XXI веке?
- Основу боевого состава группировки ударных средств РВСН должны составить стационарные и мобильные РК "Тополь-М" с ракетами пятого поколения.
В составе космической системы вооружения РВСН к 2005 году должно быть 60-80 космических аппаратов различного целевого назначения. Такой состав орбитальной группировки позволит решать все основные возлагаемые на космические средства задачи: предупреждение о ракетном нападении, стратегическая космическая разведка, обеспечение непрерывного боевого управления СЯС и объединениями ВС, навигационное и топогеодезическое обеспечение видов ВС.
Развитие средств выведения космических аппаратов ориентировано на обеспечение гарантированного доступа России в космос на основе развертывания производства ракет-носителей на российских предприятиях и проведения пусков с территории России, а также на сокращение номенклатуры РН к 2008-2010 годам до минимально достаточного уровня за счет введения рациональной унификации между РН различного класса.
Предусматривается развитие наземной инфраструктуры космодрома Плесецк и перевод на него запусков космических аппаратов с космодрома Байконур. Развитие космодрома Свободный связывается с использованием ракет-носителей, создаваемых на базе снимаемых с вооружения межконтинентальных баллистических ракет.
В целом развитие космических систем в соответствии с рациональным вариантом обеспечит на рубеже 2008-2010 годов практическое восстановление эффективности группировки космических средств в полном объеме.
В интересах совершенствования системы предупреждения о ракетном нападении предполагается сосредоточить основные усилия на создании единой космической системы, интегрирующей в себе задачи обнаружения стартов ракет с континентов, морей и океанов, а также ретрансляции команд централизованного боевого управления СЯС. Должна быть проведена поэтапная модернизация находящихся на боевом дежурстве РЛС наземного эшелона на основе современной технологии радиолокаторов высокой заводской готовности.
Подробно концепция "расширенного ядерного сдерживания", состояние и перспективы РВСН изложены в интервью Владимира Яковлева вышедшему сегодня еженедельнику "Независимое военное обозрение".