Зураб Церетели на ступенях своего Музея современного искусства. Фото Александра Шалгина (НГ-фото) |
ЮРИЙ ЛУЖКОВ вчера торжественно открыл вход в Московский музей современного искусства. "Они говорят, особенно один из них, что совсем не годится мэру перерезать ленточки, - заметил Юрий Лужков в адрес неназванных лиц. - Так вот, я нахожусь здесь, чтобы совершить этот прекрасный символический акт". И этот акт стал еще одной формой предвыборной борьбы: лидер "Отечества" решил показать себя покровителем муз за счет городского бюджета.
"Делали, как говорят в народе, втихаря", - заметил в своей речи мэр. И то, что это именно так, было заметно по мрачным лицам специалистов, с унынием выходивших из нового музея. Зато ликовали ветераны Московского Союза художников и Академии художеств, чьими работами наполовину завешано теперь историческое здание на Петровке. Так что новый муниципальный проект воплощает старую советскую мечту - о музее МОСХа.
В экспозиции много прекрасных работ, выполненных в первой половине нашего века. Они привезены из Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Ивановского художественного музея и других провинциальных собраний. Областные музеи на время "почистили" от хороших работ ради выставки в Московском музее современного искусства: это напоминает отношение Москвы к регионам в целом - они бывают нужны тогда, когда от них можно получить ощутимую выгоду. Когда работы из столичных и провинциальных музеев вернутся на свои места, экспозиция рассыпется. Потому что в ее основе - частная коллекция Зураба Церетели. В ней много громких имен - Дали и Пикассо, Де Кирико и Миро, но все они представлены авторской графикой, то есть работами, которые могли бы стать частью музейной коллекции, но никак не могут стать ее основой. Эти работы, во-первых, не уникальны (графические листы тиражны), а во-вторых, не могут находиться в экспозиции постоянно (бумага выцветает). Современная европейская скульптура тоже представлена в основном неуникальными работами: например, "Композиция" Армана из гвоздиков, запечатанных в пластик, выпущена тиражом в 100 экземпляров. Все остальное - произведения российских художников 60-90-х.