У ХУДОЖНИКА-АВАНГАРДИСТА Анатолия Осмоловского с детства была эстетическая мечта: "прикоснуться" к советской святыне - Мавзолею Ленина.
В 1991 году он к ней почти приблизился, когда созданная им группа современных художников "ЭТИ" ("Экспроприация территории искусства") своими телами выложила на Красной площади нехорошее слово из трех букв. Фотографии этой художественной акции обошли практически весь мир.
Полгода назад Осмоловский решил забраться на трибуну Мавзолея Ленина. Но, по его словам, он рассказал о готовящейся акции слишком многим журналистам. В итоге в тот день Красная площадь была окружена солдатами внутренних войск. В районе Васильевского спуска стояли две машины с радиостанциями.
- Представь, насколько это захватывающе: постоять хоть минуту на месте, где стояли Сталин, Хрущев, Брежнев, Горбачев. И просто помахать оттуда рукой, - сказал однажды Осмоловский в беседе с корреспондентом "НГ".
Хотя в последнее время у художника были опасения: его близкий друг Авдей Тер-Аганян попросил политическое убежище в Чехии, поскольку ему грозило тюремное заключение за художественную акцию "Юный безбожник". Ровно год назад Тер-Аганян рубил иконы на открытии выставки "Арт-Манеж" и был за это привлечен по статье за разжигание межнациональной, расовой и религиозной розни.
Вчера Осмоловский попросил меня о встрече и сообщил, что в 14 часов группа его учеников все же заберется на трибуну Мавзолея Ленина. Он сказал, что об этом знают только четыре журналиста в Москве, и взял с меня честное слово, что я об этом никому не расскажу.
В четырнадцать часов три минуты пятеро молодых людей забежали на трибуну Мавзолея и закрыли слова ЛЕНИН транспарантом с лозунгом "Против всех".
Охранявший Мавзолей сержант милиции был в растерянности. Похоже, что он боялся подняться на трибуну. Минуты полторы он что-то кричал в рацию. Через две минуты к Мавзолею уже бежали с десяток милиционеров и трое в штатском. От "ГУМа" на большой скорости неслась милицейская "Волга". Кто-то из стоявших на площади кричал: "Скажите речь!" В ответ на это один из художников помахал рукой в стиле Брежнева.
Через три минуты молодые люди в сопровождении милиции спустились с Мавзолея и очень грубо были посажены в "Волгу". Двое других милиционеров повели в сторону Спасской башни корреспондента и оператора "Скандалов недели". В эти же минуты фотокора "НГ" попросил предъявить документы молодой человек в кожаной куртке и меховой шапке. На просьбы корреспондента "НГ" предъявить свои документы молодой человек не отреагировал. Записав в блокнот фамилию нашего фотокора, молодой человек попросил его "проследовать за ним" и только услышал слова о законе о СМИ, резко отошел в сторону, достал рацию и стал что-то докладывать. Как стало известно чуть позже, художников и журналистов "Скандалов недели" отвезли в ФСБ на Лубянку.