В БОРЬБЕ за сферы влияния в регионе Каспийского моря Россия делает ставку на сотрудничество с Казахстаном. Об этом говорит состоявшаяся вчера в Белом доме встреча премьер-министра Владимира Путина с крупнейшими акционерами Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), ведущего строительство нефтепровода Тенгиз-Новороссийск, - президентами компаний "ЛУКОЙЛ" Вагитом Алекперовым и "Шеврон" Ричардом Матцке. Как заявил на пресс-конференции Вагит Алекперов, по расчетам "ЛУКОЙЛа", существующих в настоящее время трубопроводов (Баку-Новороссийск и Баку-Супса) вполне достаточно, чтобы в течение 10-15 лет перекачивать весь объем добываемой в Азербайджане нефти с учетом возможного прироста разведанных ресурсов. Таким образом, поддерживаемый американцами проект "Баку-Джейхан" сегодня вряд ли может быть реализован. Президент "ЛУКОЙЛа" также подчеркнул, что правительство пошло навстречу просьбе участников КТК об отсрочке возврата государству долларовых кредитов, взятых под строительство магистрали, до окончания реализации проекта.
Кроме того, по сведениям источников "НГ", в настоящее время российская сторона ведет переговоры с КТК о возможности транспортировки казахстанской нефти по маршруту Баку-Новороссийск после завершения строительства обходной ветки вокруг Чечни. Косвенно эту информацию подтвердил и генеральный директор КТК Виктор Федотов. Однако, по его словам, подобный проект может быть осуществлен не раньше 23 декабря 2000 г., когда консорциум намерен завершить строительство линейной части трубопровода. Проблема заключается и в том, что, по мнению заместителя главы Минтопэнерго Владимира Станева, сегодня перед Казахстаном не стоит вопрос транспортировки своего сырья. Но если проводимые, в том числе и российскими компаниями, разведочные работы дадут положительный результат, проект станет действительно актуальным.