Тренажер А310 похож на самолет только изнутри. Фото Дениса Тамаровского (НГ-фото) |
ЦЕНТР подготовки авиационного персонала "Аэрофлота" находится на территории Шереметьевского аэропорта. Строительство специального ангара для учебных полетов завершилось здесь недавно. Сейчас в огромном зале установлены три тренажера: Ил-86, Ил-96 и А310. Рядом достраивается второй такой же ангар. В нем появится учебная модель грузового самолета Ил-76 и тренажеры по аварийно-спасательной подготовке экипажа.
Внутри тренажер А310 выглядит, как самая настоящая кабина самолета. Впереди - два кресла пилотов, сбоку - место для инструктора. На двух компьютерах он моделирует ситуацию, с которой придется столкнуться летчикам. Самое сложное в полете - это взлет и посадка, так что именно их, как правило, пилоты и отрабатывают. Бывает, что в учебном полете им приходится работать в условиях, с которыми в жизни они никогда не столкнутся. Например, справа - скала, слева - небоскреб, впереди - гроза. И ты должен посадить лайнер с двумя сотнями пассажиров на борту.
Наш полет проходил в гораздо более спокойной обстановке. Всего-навсего на высоте 600 метров из-за пожара отказал левый двигатель. А мы как раз взлетали из аэропорта Кеннеди в Нью-Йорке. В лобовом стекле кабины - ночной город как на ладони, прямо под нами - взлетно-посадочная полоса, даже видна разметка. На тренажере создана полная имитация реального оборудования, отлажена система визуализации. Вся кабина заставлена вычислителями - специальными устройствами, воспроизводящими реальные движения лайнера в воздухе. "Самолет" слегка трясет, слышен негромкий шум работающих двигателей. На дисплее перед пилотами высвечиваются указания для летчиков. Появляется фраза: посадить самолет, чем быстрее, тем лучше.
На аварийную посадку дано 5 минут. Штурвалы работают на автопилоте. Летчики обмениваются короткими фразами на английском. Мы мягко заходим на посадку, скользим по полосе. Нас слегка заносит влево, но самолет вовремя выравнивается. Остроты ощущений явно недостаточно. Ни тебе воздушных ям, ни какой-нибудь турбулентности.
- А можно смоделировать перегрузку?
- Можно, но технический персонал будет недоволен.
Первый самолет "Эрбас А310" появился в "Аэрофлоте" в 1992 году. Сейчас их в компании уже 11, и на них приходится более 20% общего объема пассажирских перевозок. Эти широкофюзеляжные лайнеры летают в Париж, Токио, Майами, Мехико, Лондон, многие аэропорты Юго-Восточной Азии и даже в Новосибирск.
Пилотажный тренажер появился в Центре подготовки авиационного персонала "Аэрофлота" в рамках реализации долгосрочной программы сотрудничества российской авиакомпании и "Эрбас Индастри". Так что, по словам генерального директора "Аэрофлота" Валерия Окулова, его стоимость была "почти условной".