25 НОЯБРЯ из-за сильного гололеда на Транскавказской автомагистрали, соединяющей Россию с Закавказьем, в районе села Верхний Зарамаг упала с моста в пропасть автомашина Особого Владикавказского погранотряда. В результате несчастного случая, по предварительным данным, погибли шестеро российских пограничников. В такой омраченной трагедией обстановке во Владикавказе прошли в тот же день переговоры между заместителем директора ФПС России генерал-полковником Алексеем Кожевниковым и начальником департамента охраны государственной границы Грузии генерал-лейтенантом Валерием Чхеидзе. Оба генерала крайне неохотно общались со СМИ, особенно когда речь заходила о целях их однодневных переговоров. Впрочем, формальный ответ журналисты все же получили. Как заявил генерал Кожевников, на встрече отрабатывались вопросы взаимодействия пограничников России и Грузии, связанные с оперативной деятельностью вдоль всей их протяженности, включая 78-километровый чеченский участок. В то же время оба генерала воздержались от ответа на вопрос, обсуждалась ли на встрече возможность введения уже в ближайшее время визового режима на границах Грузии и России. Уйдя от прямого ответа, генералы тем не менее дали понять, что этот вопрос относится к компетенции политиков обеих стран, и к тому же до завершения чеченских событий и взятия под полный контроль чеченского участка госграницы любые попытки введения виз выглядят, по меньшей мере, неубедительно. "Точка зрения на эту проблему руководства Грузии хорошо известна, и многое сегодня зависит только от России", - так скупо прокомментировал ситуацию Валерий Чхеидзе. Его коллега генерал Кожевников заметил, что пограничники будут выполнять тот приказ, который к ним поступит. Когда "НГ" попыталась уточнить время взятия под полный контроль чеченского участка госграницы, Кожевников сказал, что не может ни подтвердить, ни опровергнуть сообщения некоторых СМИ о введении в ближайшие дни погранвойск на южные окраины Чечни, однако отметил, что по завершении чеченской кампании было бы странно, если бы Россия оставляла, как и раньше, этот участок границы открытым.
Судя по всему, в Грузии не всегда понимают поведение российских спецслужб, утверждающих, что на территории этого закавказского государства находятся зимние квартиры международных террористов и что именно там содержатся нередко российские заложники. "Я слышал сообщение российских СМИ по этому поводу со ссылкой на спецслужбы, - сказал Валерий Чхеидзе, - но никак не могу понять одного. Если у спецслужб России действительно есть свидетель, который может подтвердить, что его насильно удерживали на территории Грузии, а рядом с ним находились еще какие-то заложники, почему бы представителям этих спецслужб не приехать с этим свидетелем в Грузию и не побывать на месте его заточения?"
Президент Северной Осетии Александр Дзасохов, который принял вчера Кожевникова и Чхеидзе, подчеркнул, что "в Северной Осетии с большой тревогой воспринимают возникающие иногда трения между двумя традиционно дружественными странами и выступают против введения визового режима, считая, что это осложнит отношения между Грузией и Россией, а потому не стоит создавать сложности там, где их еще нет".
Владикавказ