"Еще две-три такие раздачи и дело закончится массовыми беспорядками", - сказал один
из присутствующих на "мероприятии". Фото Артема Житенева (НГ-фото) |
ВЧЕРА представители межрегионального экономического союза "Прорыв" провели еще одну шумную, заранее разрекламированную в СМИ акцию. Местом действия стала площадь Пречистенские ворота. Здесь фермеры Подмосковья решили раздать москвичам три тонны картошки. У метро "Кропоткинская" собралась огромная толпа - более тысячи человек, в основном пенсионеры. Люди вспомнили "старые добрые времена" и записывались на "бесплатную картошку" с 8 часов утра.
"Второй хлеб" подвезли, как и обещали, к двум часам. Часть людей, пронумеровав ладони, стояла в длинной очереди, начало которой подпрыгивало возле грузовика, из которого стали выгружать... капусту, а потом уже и долгожданную картошку, которая оказалась вовсе не подмосковной, а тульской. Другая часть собравшихся - в основном, видимо, случайные прохожие - громко возмущалась происходящим со стороны: "Позор! Из-за какой-то картошки!", "Стыдно перед иностранцами!". Возмущались, впрочем, и те, кто стоял в очереди: "Согнали нас сюда! Издеваются над людьми! Всего-то по два-три килограмма дают!" Тут же, возле метро, организаторы акции устроили "уличное голосование". Под лозунгами: "Лужков - мэр для богатых" и "Российской столице - российские продукты" появились столики, на которых, как и в прошлый раз, когда эти же люди раздавали мордовское молоко, разложили ватманские листы. На одном предлагалось поставить свою подпись тем, кого устраивают цены в московских магазинах, на другом почему-то красовалась фраза: "Я за то, чтобы в Москве продолжали строить дворцы, супермаркеты и шикарные памятники". Оба листа долгое время оставались девственно чистыми. Когда второй стал постепенно покрываться подписями, две пенсионерки предприняли попытку его уничтожить, но сделать им этого не удалось - лист был надежно прикреплен скотчем к столику.
Главный организатор акции Роман Ткач объяснил, что та картошка, которую раздают бесплатно, все равно обречена была сгнить. По его словам, фермеры Подмосковья, которые ее вырастили, не могут продать свою продукцию в Москве по ее реальной цене (2-3 рубля), так как вынуждены платить администрациям рынков, перекупщикам, милиции, криминальным структурам и чиновникам. В результате всех этих поборов цена на их продукцию поднялась бы до 7 рублей за килограмм, а на это они принципиально не согласны - лучше уж раздать бесплатно. На вопрос, почему бы тогда не отвезти овощи в какой-нибудь дом престарелых или детский дом, Роман ответил предельно честно: "Наша цель - привлечь внимание не столько к проблемам сельхозпроизводителей, сколько к проблемам тех, кто оказался сегодня заложником московских властей. Мы специально выбрали это место напротив храма Христа Спасителя. Но мы никем не ангажированы. Мы не за Кириенко".
В невыгодном свете на этом мероприятии предстали, кажется, все - и организаторы "действа", и озлобленные замерзшие старики, которые съехались за бесплатным корнеплодом со всех концов столицы, и московские власти, и милиция, которую не оповестили о проведении мероприятия. В конце концов представители правопорядка вынуждены были забрать шестерых представителей "Прорыва" в 60-е отделение милиции, где корреспондента "НГ" заверили в том, что у Романа Ткача не было разрешения на проведение акции, которая переросла в массовую и слишком затянулась по времени. Как правильно заметил посетивший мероприятие независимый кандидат в депутаты Госдумы, а в прошлом фермер Виктор Щекочихин: "Еще две-три такие раздачи, и дело кончится массовыми беспорядками".
Между тем вчера мэр Москвы Юрий Лужков выступил по радио и выразил сомнения в бесплатности фермерской продукции. По его убеждению, подобные акции "Прорыва" имеют политическую подоплеку: "Я знаю, что говорю. Я уверен, что фермеры получают за свою продукцию деньги". Лужков счел, что таким образом кто-то пытается "раскачать" ситуацию в Москве, и пообещал разобраться с ситуацией на рынках, "если, конечно, его переизберут на грядущих выборах".
Радовался происходящему лишь подвыпивший прохожий с надкушенным мандарином в руке. Он интересовался, за кого же нужно голосовать, и окликнул своего приятеля: "Серега! Мы уже в коммунизме живем!"