Вадим Кирпиченко. |
МОЖНО начать с примера. Летом 1996 г. в Париже прошла конференция министров силовых структур стран "восьмерки" по борьбе с международным терроризмом. На ней были приняты рекомендации по 25 совершенно конкретным пунктам: как перекрывать каналы этой опасности, как их выявлять, как поставить заслон, как охранять транспортные средства и так далее. Был рассмотрен целый ряд профессиональных проблем. Это была основополагающая конференция, поскольку на ней были приняты конкретные решения по борьбе с терроризмом. В конце октября этого года в Москве руководители тех же ведомств стран "восьмерки" собрались вновь и продолжили парижский разговор по уже принятым тогда предложениям.
Российская сторона могла доложить, что многие рекомендации уже осуществляются на деле, в частности, действует Закон "О борьбе с терроризмом", были приняты другие решения и документы по этой проблеме. Но в России сложилась уникальная ситуация: на части территории нашей Федерации, в Чечне, обосновались вооруженные банды, образовав криминальный анклав. Достаточно напомнить, что Россия потеряла в результате террористических актов - взрывов домов - около полутора тысяч человек. Неудивительно, что собравшиеся в Москве представители ведущих стран Запада, когда началась антитеррористическая операция против бандитских формирований, кстати, совершивших прямую агрессию против Дагестана, были проинформированы российской стороной о сложившемся положении в Чечне. Нет сомнений, что представители семи других держав осознают степень опасности этого явления на территории Чечни и понимают, что Россия воюет не с чеченским народом, а ведет борьбу с международным терроризмом. Кирпиченко известно, что партнеры российской Службы внешней разведки понимают смысл происходящего на Северном Кавказе.
В ответ на обвинения по адресу России в ряде западных СМИ можно привести следующий аргумент. Месяцем раньше московской встречи представителей "восьмерки" я побывал в Оксфорде на международной конференции по теме "Разведывательная служба в меняющемся мире". По моему мнению разведчика, мероприятие интересно тем, что в работе участвовали более ста представителей спецслужб разных стран, а обсуждение методов борьбы с наркобизнесом и терроризмом было нацелено в ХХI век. Речь шла о том, что разведки должны меньше заниматься конфронтацией, а бороться с общим злом, таким, как отмывание денег, распространение наркотиков, пресечение международного терроризма.
Это, пожалуй, первая конференция с моим участием, на которой службы внешней разведки вынесли на обсуждение очень интересные и серьезные выступления по проблемам международного терроризма. Участники встречи пришли к единому мнению о необходимости усиления борьбы с ним. Если разведывательный истеблишмент, к чьему мнению на Западе прислушиваются и кто формирует идеологию западных разведывательных служб, пришел к такому выводу, значит, для него были все основания. Остается сожалеть, что это событие недостаточно освещалось в прессе.
Что же касается серьезности борьбы с таким явлением, как международный терроризм, в том числе и для российской Службы внешней разведки, то стоит напомнить, что он редко встречается в "чистом" виде, как, например, при нападении на Дагестан. Международный терроризм тесно связан с наркобизнесом, с незаконной торговлей оружием, с изготовлением и распространением фальшивых денег, с перемещением капитала, его отмыванием, с созданием легальных торговых фирм и так далее. Все перечисленное служит террористическим организациям средством добывания денег для подпитки своей деятельности, на подготовку своих кадров.
Если рассматривать эту проблему применительно к Чечне, то так называемая благотворительная деятельность во славу ислама, переводы денег от различного рода общественных и благотворительных организаций - определенный канал подпитки терроризма. Не обходят "радетели" из-за рубежа и гуманитарной помощи, которая зачастую используется в самых неблаговидных целях. Рэкет со стороны террористических банд также является способом добычи средств на финансирование терроризма.
Убедительны факты о создании целой сети незаконных предприятий по переработке нефти в Чечне, доходы от которых идут на нужды террористов. Каналы поступления средств в этот район России многочисленны, и выявлять их весьма трудно. Именно поэтому так необходимо партнерство спецслужб в борьбе с международным терроризмом.
Служба внешней разведки имеет полномочия устанавливать партнерские отношения со спецслужбами других стран. Такие соглашения у СВР РФ есть. Борьба с международным терроризмом - это один из главных пунктов сотрудничества российской внешней разведки. Эти соглашения двусторонние, и они не направлены против третьих стран. Не стоит забывать о "питательной" среде для деятельности террористических организаций: Пакистан, Афганистан, Судан, а теперь вот Косово и Чечня. И тогда становится понятно, почему Россия с такой серьезностью взялась за искоренение этого зла на своей территории.