- АНАТОЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ, как оценивают действия ВВС на Северном Кавказе министр обороны, другие военные руководители России?
- Министр обороны маршал РФ Игорь Сергеев достаточно хорошо оценил действия сил, участвующих от ВВС в контртеррористической операции на Кавказе.
Для нас очень важно мнение общевойскового командования о нашей работе. Командующий СКВО Виктор Казанцев, генералы Трошев и Шаманов дают нашим летчикам очень высокую оценку.
Я считаю, что эффективность применения авиации достаточно высока, хотя сил и средств задействовано не больше, чем было в 1994-1996 гг. Особо отмечу, что в Дагестане авиация сделала главное дело - остановила боевиков и оказала поддержку наземным войскам, пока основные силы были на подходе. Неизвестно, как развивались бы события дальше, если бы не авиация. Возможно, что боевиков пришлось бы гнать от Махачкалы до границы.
- ВВС действуют явно успешнее, чем в 1994-1996 гг. Чем это объясняется?
- Во-первых, удалось избавиться от легковесного, шапкозакидательского подхода. В 1994-1996 гг. авиация порой применялась массированно, под лозунгом "Лишь бы побольше высыпать", без тщательного анализа результатов. Сейчас все по-другому. Работа ведется строго по назначенным целям. Контролируется реальность поставленных задач. Были моменты, когда по непонятным причинам авиации предлагали нанести удары по объектам, которые нельзя было отнести к военным целям. В этих случаях мы отказывались от выполнения задач.
Во-вторых, изменилось отношение людей к делу. Большинство авиаторов и раньше добросовестно выполняли свои обязанности. Но сейчас стремление к безусловному выполнению задач просто поразительное. Все твердо убеждены, что делают правильное дело.
В-третьих, оправдалась линия ВВС на подготовку 50% летчиков к выполнению задач, внезапно возникающих в любой обстановке. Именно эти летчики, имеющие как минимум 60 часов налета в год, сейчас ведут боевые действия. Разговоры о том, что мы посылаем на задания пилотов с налетом 13 часов, - это неправда.
- В ряде СМИ летчики обвиняются в частых ошибках. Справедливо ли это?
- Обвинения в ударах по своим войскам и по Красному Кресту - это блеф и попытка дискредитировать войска. Зафиксированы лишь два случая ошибочных действий. Первый - в августе в пограничном с Россией районе Грузии. Второй - удар по машине, которая по пока непонятной причине (думаю, что МВД ее знает) оказалась в зоне действия авиации за линией боевого соприкосновения на стороне противника. Отмечу, что ВВС готовы представить материалы объективного контроля результатов своих действий.
- Не снизит ли авиация интенсивность налетов в связи с ухудшением погоды?
- Мы поддерживаем достаточно высокое напряжение боевых действий. Практически каждые сутки выполняется около 100 боевых вылетов. Несмотря на то что погода сложная, воздействие по бандформированиям не прекращается ни днем ни ночью. Здесь и беспокоящие бомбардировки, и нанесение ударов по дорогам, по горным перевалам. Несколько снижается число ударов высокоточным оружием в ночное время, поскольку есть определенный риск поразить гражданское население. Однако по объектам и целям вне населенных пунктов высокоточным оружием ВВС воздействуют днем и ночью.
- Какие проблемы осложняют действия ВВС на Северном Кавказе?
- Очень велика нагрузка на личный состав обеспечивающих сил. Существующая оргштатная структура не соответствует объему и специфике выполняемых задач. В ближайшее время мы доукомплектуем части боевого обеспечения до штатов военного времени.
- А каковы "болевые точки" ВВС в целом?
- Проблем много. Главные из них - финансирование и материально-техническое обеспечение. Если разумно построить деятельность, использовать нестандартные подходы и бережливо относиться к тому, что есть, то, наверное, мы сможем выстоять еще года два-три даже при условии такого мизерного и неритмичного финансирования. Однако это становится все труднее буквально с каждым месяцем.
Самая большая беда - морально и физически устаревает техника. Для исправления положения ВВС продолжают программы модернизации парка. В начале декабря мы будем готовы представить образцы вооружения и военной техники с новыми мощными и эффективными средствами поражения. Если позволит ситуация и даст разрешение военно-политическое руководство, то применим их в зоне боевых действий.
Полностью интервью главкома ВВС будет опубликовано в ближайшем выпуске "НВО".