Война для него еще не закончилась. Фото автора |
К враЧам в армии и в мирное время относятся с почтением. А когда идет война и жизнь каждого военнослужащего зависит от грамотных действий медицинских работников, на них в войсках буквально молятся. Люди в белых халатах, случается, по нескольку суток кряду не отходят от операционного стола, стараясь сделать все возможное, чтобы спасти раненого.
Западная и северная группировки федеральных сил на Северном Кавказе доставляют раненых и больных в военный госпиталь, который находится на окраине города Моздок. Ежедневно в это лечебное учреждение поступают в среднем 30-35 человек как с передовой, так и из тыла.
Раненых с позиций боевых действий доставляют в считанное время вертолетами, за их жизнь борются здесь высококлассные специалисты.
С начала второй чеченской кампании этот военный госпиталь уже принял больше 1 тыс. человек. Тяжело раненных, которым требуются сложные операции и длительный срок реабилитации, после оказания первой необходимой помощи направляют в Ростов, Ставрополь, Волгоград или Черкесск. Единицы отправляются долечиваться в Самару или в Москву. Персонал госпиталя составляет немногим более 200 человек. Работы между тем у них невпроворот, всех раненых и больных нужно в кратчайшие сроки поставить на ноги.
По словам начальника госпиталя полковника медицинской службы Владимира Сухомлинова, огнестрельных ранений по сравнению с первой чеченской войной стало меньше. В основном с передовой доставляют солдат, раненных осколками снарядов и мин. Большая же часть пациентов получили различные травмы в результате несчастных случаев при обслуживании военной техники.
Выздоравливающие в моздокском госпитале подтверждают заверения высшего командования федеральных сил о том, что солдат перестали бросать в атаки грудью на пулеметные амбразуры. Перед наступлением наших войск авиация и артиллерия проводят массированные обстрелы противника. Только после этого пехота продвигается вперед.
Но в ближайшее время врачи ожидают большего количества пострадавших в боях, основываясь на том, что авиация уже сейчас иногда не участвует в боевых действиях из-за обязательных в этой местности осенне-зимних туманов.
Беспокойство у медицинских работников также вызывает и другой факт. Из 276 человек, находящихся на излечении на сегодняшний день, почти три четверти приходится на пациентов, болеющих инфекционными и простудными заболеваниями. Дизентерия, гепатит, бронхит, пневмония часто значатся у солдат в графе о диагнозе заболевания. Это дает яркое представление об условиях на передовой.
Впрочем, и в тылу никто из солдат не застрахован от простуды. Повышенная влажность и минусовая температура ночью делают свое черное дело. Например, рядовые Вячеслав Сайтаев и Андрей Леонтьев, служащие полгода, простудились, когда стояли в карауле на охране аэродрома. Простуда перешла в воспаление легких.
Здоровье бойцов во многом зависит от бытового обустройства. Например, военнослужащие внутренних войск, которые, как правило, в боях не участвуют, а несут патрульно-постовую службу, имеют в своем распоряжении практически все: от печек "буржуек" до легких и компактных спальных мешков. Военнослужащие Министерства обороны о таких благах только мечтают.
На снабжение медицинскими препаратами начмеду госпиталя подполковнику Мурату Беликову жаловаться пока не приходится. Это в прошлую кампанию случались накладки с обеспечением лекарствами. А сейчас помогают все - как Северо-Кавказский военный округ, так и Москва. Порой выручает и гуманитарная помощь. Она включает в основном витаминные препараты, но и они необходимы.
С питанием выздоравливающих военнослужащих проблем тоже нет. В рацион питания раненых входят молочные продукты, соки, фрукты. Сравнивать с тем, что было в прошлом, не приходится.
Продукты, помимо положенных, безвозмездно прибывают из Ставропольского края. Местные жители из Северной Осетии тоже не остаются в стороне. От населения окрестных сел Киевского и Новосухотского постоянно поступает гуманитарная помощь - не только питание, но и постельное белье, сигареты и другое.
Не остается в стороне и нынешний командующий Генштабом Анатолий Квашнин. Он в свое время был командующим Северо-Кавказским округом и с тех пор помнит об этом медицинском учреждении. При каждом посещении моздокского госпиталя интересуется проблемами и помогает решить насущные вопросы.
Трудности, естественно, существуют. Военный госпиталь в Моздоке начали строить еще в 1995 г. Успели возвести только четырехэтажный лечебный корпус и пищеблок. Но на сегодняшний день необходимо построить еще два здания. В итоге на территории лечебного заведения пришлось развернуть четыре палатки, в которых разместили легко раненных и нетяжело больных. В этих временных палатах койки стоят в два яруса, так что мест пока хватает.
До 1 декабря все-таки обещают построить один сборно-щитовой корпус. Материалы для него завезли, и фундамент уже готов. Видимо, госпиталь получит эту столь необходимую постройку к сроку.
Моздок