За "космонавтами" непрерывно наблюдают специалисты. Видеокамеры установлены во всех
комнатах наземного экспериментального комплекса. Фото Дмитрия Севостьянова |
ИДУТ 91-е сутки работы Международного космического экипажа. Командой руководит немец Бернд Йоханнес. В составе экипажа москвичи Евгений Бобровник, Игорь Ничипорук и петербуржец Владимир Сапоньков. Кроме них, на Международной космической станции живет и российский экипаж, командир которого - Василий Лукьянюк. Помимо него, в состав экипажа также входят Владимир Караштин, Анатолий Мурашов и Хайдер Хабихожин. Они в космосе уже 111 дней. Их рабочий день начинается в восемь утра с медосмотра, а с 8.30 до 9.00 проходит первый сеанс связи с бригадой обслуживания на Земле.
"Космонавты" проводят различные эксперименты, которых на время полета запланировано около 90. Свободное время члены проводят по-разному - кто-то читает книги, кто-то "сидит" в Интернете. Иногда все вместе пьют чай, а по вечерам играют в карты. Если у кого-то день рождения - все собираются вместе в большой комнате, поют песни под гитару, которую захватил с собой Игорь Ничипорук. А у Бернда Йоханнеса есть даже синтезатор. Как ни странно, за несколько месяцев, проведенных вместе, они ни разу не поссорились.
За деятельностью экипажа с Земли следят четыре бригады по пять человек в каждой: ответственный врач (начальник над всеми), еще один врач, лаборант и два инженера-техника. Кроме них, есть еще одна резервная бригада и техники. Всего в обеспечении нормального хода эксперимента по моделированию условий полета международного экипажа на Международной космической станции (МКС) участвуют около 80 человек.
Эксперимент проводится в Москве в Наземном экспериментальном комплексе (НЭК) Государственного научного центра РФ - Институте медико-биологических проблем (ГНЦ ИМБП), где и побывал корреспондент "НГ". На протяжении последних двух лет ГНЦ ИМБП по поручению Российского космического агентства проводил опытно-конструкторские работы по разработке методов, средств, образцов медико-биологической аппаратуры и оборудования, предназначенных для совершенствования существующей системы медицинского обеспечения космического полета. Проведение длительного комплексного эксперимента, моделирующего основные факторы (кроме невесомости) первого этапа развертывания МКС, предоставляет уникальную возможность для испытания научно-технических средств и методов, включенных в программу медико-биологических исследований и экспериментов на российском сегменте МКС. Цель проекта СФИНКСС-99 - получение экспериментальных данных о роли длительной изоляции в герметичном замкнутом пространстве, моделирующем условия полета МКС, формировании полетного и послеполетного психофизического статусов космонавтов.
Претендентов на роль космонавтов было немного. Основной критерий отбора - здоровье. В герметичных модулях НЭК работают два экипажа - международный и российский. "Космонавты" этих двух экипажей свободно общаются между собой, переходя из одного модуля в другой через специальный коридор. Первый экипаж "живет" в модуле "Марсолет". Он был разработан в 1965 году и через четыре года введен в эксплуатацию. Российский экипаж находится в модуле "Мир", который был создан в начале 70-х годов. В обоих модулях неоднократно проводились эксперименты, подобные сегодняшнему. И "Марсолет", и "Мир" уникальны - других таких в мире не существует.
"Домой хочется. По жене соскучился, по детям. Но если бы мне предложили еще поучаствовать в эксперименте, то я бы согласился. Только пожить бы сначала дома недельку-другую, а потом можно и обратно, - рассказал корреспонденту "НГ" Владимир Сапоньков. - Отношения у нас тут хорошие, я очень привык к своим "коллегам", пригласил их к себе в гости в Петербург". На вопрос о том, как складываются отношения русских с начальником-немцем, Владимир задумчиво ответил: "А Бернд какой-то необычный немец, не такой чопорный. Временами мне кажется, что он вообще русский". Международный язык для всех участников эксперимента - английский. Но Бернд Йоханнес, кроме английского, прекрасно говорит и по-русски, так что проблем в общении не возникает.
Раз в месяц имитируется прилет грузового корабля, который доставляет продукты. Для "космонавтов" разработана специальная диета. "Но колбаски иногда хочется. Я по утрам привык есть бутерброды с сыром и колбасой. А тут их нет. Еще хочется жареной картошки, яичницы. На ночь немного коньячку бы выпить, а еще очень хочу пива..." - поделился со мной Владимир Сапоньков. У "космонавтов" "сухой закон" - пить нельзя, курить тоже. "А иногда так хочется", - говорит другой "космонавт" Евгений Бобровник. По рассказам очевидцев, первое, что делают участники эксперимента, "вернувшись на Землю", затягиваются сигаретой. А на орбитальном комплексе "Мир" по праздникам или, например, когда холодно, космонавты пьют коньяк.
С первого по восьмое октября к "космонавтам" "прилетал" экипаж посещения, командиром которого была Татьяна Агапцева. Кроме нее, в его состав вошли бортинженер Игорь Туровский и специальный корреспондент "Комсомольской правды" Александр Милкус. Помимо общих экспериментов, выполняемых всеми испытателями-добровольцами, экипаж посещения выполнил ряд уникальных экспериментов по персональным программам. Он также проводил эксперименты по определению возможности использования на МКС ряда медицинских материалов: защитных респираторов, электродов для ЭКГ, самофиксирующихся эластичных бинтов и повязок, различных пластырей и т.д. По завершении своей миссии экипаж посещения прислал руководству эксперимента докладную записку, в которой потребовал продления срока их пребывания в эксперименте, мотивировав это "хорошими условиями для жизни, замечательным моральным климатом и интересной работой".
10 ноября международный экипаж "приземлится" на Землю, а на смену ему на МКС "полетит" другой.