Федеральные силы ждут приказа идти вперед. Фото Александра Шалгина (НГ-фото) |
ПРОГРЕМЕВШИЙ в ночь с четверга на пятницу взрыв на рынке Грозного, унесший, по оценкам чеченских источников, жизни более 100 человек, вызвал отклики на самых разных уровнях и в то же время выявил некоторую несогласованность в действиях федерального Центра на информационном поле. Корреспондент "НГ", бывший в это время в Моздоке, своими глазами видел растерянность руководства Объединенной группировки и сотрудников пресс-центра, которым нечего было сказать о произошедшем ночью в Грозном.
Военные сразу же отреклись от этого инцидента. Министр обороны заявил журналистам, что, "когда раздался взрыв на рынке Грозного, федеральные войска там не работали, это точно". Глава ФСБ Николай Патрушев, выступая в Госдуме, отметил, что "у ФСБ нет информации о взрыве на рынке Грозного, это специальная акция федеральных сил". По словам генерала, чекисты располагают данными, что в этом районе чеченской столицы были склады оружия и боеприпасов, возможно, это и послужило причиной взрыва.
Наконец, 23 октября первый заместитель начальника Генштаба генерал-полковник Валерий Манилов заявил, что "произошедший 21 октября в центре Грозного взрыв на рынке оружия - это следствие осуществленной там вневойсковыми спецподразделениями при активном участии местных жителей" операции. По его мнению, детонация боеприпасов произошла в результате "столкновения между двумя крупными давно враждовавшими бандформированиями". Кульминацией конфликта стала перестрелка между ними, из-за которой произошел мощнейший взрыв.
Находящийся в это время в Хельсинки премьер-министр РФ Владимир Путин на вопросы иностранных журналистов об инциденте в Грозном ответил, что это была вневойсковая спецоперация против террористов.
Анализ этих данных показывает, что федеральный Центр все-таки извлек уроки из прошлой кампании. Блокируя бандформирования в крупных населенных пунктах, пользуясь перевесом в силах до наступления зимы, командование федеральных войск, видимо, отказалось от лобовых атак и штурмов хорошо укрепленных районов.
Теперь с помощью хорошо подготовленных профессионалов по проведению спецопераций банды боевиков будут взрываться и уничтожаться изнутри. Психологическое давление на них началось с их поражением и отсутствием поддержки населения в Дагестане. Теперь оно продолжилось в Грозном, далее везде по территории Чечни. Не всем чеченцам нравятся главари международных банд террористов, которым все равно, кого убивать. Здесь федералы могут найти опору среди тех, кто хочет руководить Чечней самостоятельно, в том числе в составе России.
Особенно наглядным это становится при налаживании нормальной жизни в селениях Надтеречного района, так называемой зоны безопасности, когда заработают школы, больницы, магазины с продовольствием, рабочие получат зарплату, а пенсионеры - пенсии.
Вторая версия имеет происхождение из стана бандформирований. По словам одного из работников шариатской безопасности, несколько дней назад Салман Радуев на совещании полевых командиров предложил провести серию террористических актов, "разоблачающих сущность российских солдат, творящих зверства на территории Чечни". Эта тактика боевиков - прятаться за спины женщин, детей, стариков известна. Точно так же осенью 1995 года в Загребе местные банды националистов произвели взрыв на рынке, пытаясь свалить все на обстрел города русскими минометчиками. Начальник штаба нашего контингента полковник Андрей Демуренко с точными расчетами и схемами доказал по ТV всему миру, что из расположения русских мина никак не могла попасть на рынок. Только тогда иностранные СМИ успокоились.
Так и здесь организаторы провокации брали в расчет то, что Грозный в настоящее время полностью находится под контролем бандформирований и доказательств, которые могут опровергнуть обвинения в адрес Москвы, у российской стороны быть не может.
Так это оценил и председатель Комитета Госдумы РФ по безопасности Виктор Илюхин: "Взрыв на рынке Грозного - это величайшая провокация против российских вооруженных сил, против военной кампании с целью представить федералов как больших варваров". Это также величайшая провокация против Владимира Путина. Виктор Илюхин не исключает, что боевики спровоцировали взрыв на рынке Грозного, чтобы вызвать возмущение общественности, дискредитировать Россию в глазах мирового сообщества.
Таким образом руководители боевиков пытаются смягчить потерю подконтрольной им территории Чечни и призывают на свою сторону не только чеченский народ, но и мировое общественное мнение, и пятую колонну пацифистов внутри России. Пока им это плохо удается. Психологическая операция расширяется, ее ожесточение нарастает.