Евгений Фролов рассказывают об административном самолете будущего С-21. Фото автора |
СЕГОДНЯ исполняется 70 лет Генеральному конструктору "ОКБ Сухого" Михаилу Симонову. По общему признанию, он - патриарх российского военного авиастроения, самый авторитетный его представитель во внешнем мире. Те, кто его хорошо знают, как правило, согласны с мнением, что Симонов - человек непростой и неоднозначный. Впрочем, одномерных личностей среди генеральных не бывает.
Его порой критикуют за выбор направлений совершенствования авиатехники в конце 80-х - начале 90-х годов. Но самолеты Су-24, Су-25, Су-27 сегодня и на довольно далекую перспективу составляют основу фронтовой авиации России.
Про Симонова говорят, что он, придя к власти в конструкторском бюро, "выдавил" из него тех, кто был или мог стать его конкурентом. Однако обе "истребительные кооперации" России - АВПК "Сухой" и ВПК "МАПО" возглавляют ученики Симонова - Михаил Погосян и Николай Никитин.
В свое время Михаила Петровича обвиняли в противодействии интеграции авиапромышленности. Ныне ясно, что он адекватно понимал происходящие в стране финансово-экономические процессы, которые требуют перенесения ряда решений по военно-промышленному комплексу на уровень политический власти.
Одни называют Симонова первопроходцем военного экспорта в Китай, дающего сегодня свыше трети годового дохода "оборонки" в валюте, другие утверждают, что он просто выполнял решения, принятые политбюро ЦК КПСС. Но факт остается фактом: именно с продвижения на китайский рынок Су-27 началось то, что позже было названо "стратегическим партнерством" двух великих держав.
С одной стороны, прототип истребителя пятого поколения С-37 "Беркут", созданный в "ОКБ Сухого" под руководством Симонова и Погосяна, формально не признан ВВС перспективной машиной. С другой - этот самолет вот уже более двух лет успешно проходит испытания, причем в них активно участвуют военные. А машина конкурирующей фирмы никак не может взлететь.
Общепризнанно, что Симонов - мастер закулисной борьбы, архитектор сложных схем достижения нужных результатов. Вместе с тем он первым публично готов взять на себя ответственность за все, что происходит на фирме, как это было после июньской аварии Су-30МК в Бурже.
Список контрастов можно продолжить. Однако уже очевидно: масштаб личности генерального конструктора таков, что ее оценка с позиций нашего времени затруднительна. В этом случае единственный вариант - судить по результатам. Список велик, поэтому остановимся на двух позициях:
- визитная карточка России - Су-27 и его варианты - самый аэродинамически совершенный истребитель мира и наиболее перспективный серийный самолет ВВС России;
- "ОКБ Сухого" - редкий в нашей стране пример адаптации разработчика военной техники к рыночной экономике, сохранения коллектива и потенциала развития.