- СОТРУДНИКИ Главной военной прокуратуры, а также прокуратуры Северо-Кавказского военного округа находятся вместе с войсками, ведущими боевые действия в Чечне. Юрий Георгиевич, о каких результатах работы военных прокуроров по поддержанию правопорядка в армейской среде можно говорить сегодня?
- Определенные результаты у нас уже есть. Так, проведенной в сентябре нынешнего года Главной военной прокуратурой комплексной проверкой в ряде воинских частей, направленных к границам Чеченской Республики, вскрыты множественные нарушения законов. Самые серьезные из них - это нарушения правил хранения оружия и боеприпасов, а также их хищение военнослужащими с целью перепродажи местному населению. Только в первой декаде сентября офицерами ГВП обнаружены утраты и хищения нескольких гранат, автоматов, гранатомета и пулемета.
Позор, но, увы, это факт. В то время когда солдаты и офицеры самоотверженно выполняют свой долг, рискуют своими жизнями, там же командир одной из рот мотострелкового полка похитил и продал гражданским лицам три автомата АК-74 и цинк патронов к ним. Завтра это оружие может оказаться обращенным против его же сослуживцев и его самого!
Мы самым решительным образом будем выявлять подобного рода факты, а виновных в их совершении лиц привлекать к уголовной ответственности. Никакие ссылки на тяжелое материальное положение в подобных ситуациях не могут являться оправданием.
- Правда ли, что в последнее время участились случаи привлечения молодых, необстрелянных военнослужащих для участия в боевых действиях в Дагестане, других прилегающих к Чечне территориях, зачастую без согласия на это самих солдат?
- Не могу согласиться с тем, что такие случаи участились. Хотя, к сожалению, нами в ходе прокурорских проверок вскрыты и такого рода нарушения. Так, ряд воинских частей оказался укомплектованным почти до половины своего состава военнослужащими, не подлежащими с учетом требований закона направлению в Республику Дагестан.
При проверке на одном из опорных пунктов находим воинское подразделение отдельного мотострелкового батальона, которое органами военного управления было укомплектовано на 90 процентов военнослужащими со сроком службы в один-два месяца. Какой отпор экстремистам смогут оказать эти необстрелянные молодые ребята? А отсюда возникает и следующая проблема - с неоправданными потерями личного состава.
Для устранения всего этого произвола и разгильдяйства Главной военной прокуратурой дано указание военным прокуратурам на местах проверить все факты направления для участия в военных действиях военнослужащих, прослуживших менее 12 месяцев. Хочу жестко заявить. По каждому случаю, когда военнослужащие будут направляться в горячие точки с нарушениями закона, известного указа президента Российской Федерации, нами будут приниматься самые строгие меры прокурорского реагирования к виновным в этом должностным лицам.
- А каково материальное положение российских военнослужащих, воюющих с экстремистами. Достаточно ли они экипированы, вовремя ли получают еду, денежное довольствие?
- Говорить, что с обеспечением социальных прав солдат, офицеров абсолютно все в полном порядке, не стану. Были проблемы и с питанием, и с обеспечением обмундированием, и с денежными выплатами. В ходе некоторых прокурорских проверок выявлялись факты несоблюдения и санитарно-гигиенических норм.
Важно то, что эти вопросы решаются. В необходимых случаях, когда для их решения требуется вмешательство органов военной прокуратуры, мы его оказываем.
- Юрий Георгиевич, почему в нынешней военной кампании не направляются в Чечню, Дагестан в первую очередь внутренние войска, как это было во время предыдущего конфликта в Чечне, а применяются войска?
- События 1994 года в Чеченской Республике носили сугубо внутрироссийский межнациональный характер. Согласно военной доктрине, РФ для его разрешения как раз и предусматривалось привлечение внутренних войск, а армии отводилась вспомогательная роль оказания им в необходимых случаях поддержки.
Сейчас мы в корне имеем иную ситуацию. Боевые действия, начавшиеся в Дагестане, не являются каким-то национальным конфликтом между чеченцами, с одной стороны, и россиянами, в том числе народами Дагестана, с другой, для урегулирования чего необходимо было бы использование внутренних войск.
Перед нами банда международных террористов. Террористов не только хорошо обученных, но и отлично вооруженных. И силами милиции, в том числе и внутренних войск, с такой бандой не справиться. С ними воевать и уничтожать их в первую очередь должна армия.
- Какие, по вашему мнению, имеются правовые обоснования для направления Вооруженных сил в Дагестан, в Чечню, без объявления в этом регионе чрезвычайного положения?
- Здесь следует четко разграничить понятия. Сейчас против России воюют отнюдь не только чеченцы-ваххабиты и боевые действия ведутся не за веру или национальную идею. Международные террористы преследовали цель устранить в республике Дагестан законные органы власти и управления, вывести ее из состава Российской Федерации.
Против нас воюют за плату наемники, граждане других государств. Для боевиков ставятся конкретные задачи и определены ставки в валюте, которые им выплачиваются за каждую проведенную операцию, за каждого убитого солдата, офицера Российской армии.
О какой национальной идее тогда может вестись речь? Воинские формирования боевиков оснащены новейшей военной техникой и вступали в открытые вооруженные стычки с силами правопорядка в Дагестане. В такой ситуации, убежден, поскольку государственная целостность - одна из основ конституционного строя Российской Федерации, применение Вооруженных сил является не просто законным, но и необходимым и не обусловлено объявлением чрезвычайного положения.
- Юрий Георгиевич, правомерны ли действия по вводу воинских формирований на территорию Чечни, создание там санитарного кордона? Ведь против этого выступает власть в этой республике, ее президент?
- По ныне действующей Конституции Чеченской Республики, которую утвердил законно избранный парламент 12 марта 1992 года, она является демократическим правовым государством. Однако деятельность парламента Чечни, избранного по российским законам в 1996 году, президент Масхадов ограничил так, что фактически этот представительный орган власти от решения жизни в республике был отстранен. При этом сам Масхадов не обладает властью на всей территории. Власть в республике узурпировали различные бандиты, называющие себя полевыми командирами. Осуществляются террористические акты, захваты заложников, бандитские нападения на территории соседних республик, являющихся субъектами Российской Федерации.
А ведь по Уголовному кодексу Чеченской Республики Ичкерия, который в июле 1996 года утвердил своим указом президент Масхадов, все экстремисты типа Хаттаба, Басаева и Радуева должны быть объявлены вне закона и привлечены к уголовной ответственности. Но этого не делается. Террористы вольготно чувствуют себя на территории республики и не только не скрываются, но и объявляют о противодействии федеральным войскам совместно с правительственными структурами Чечни.
В этой связи я подчеркну, что Чеченская Республика также является субъектом Российской Федерации. Поэтому ввод войск на ее территорию, как на любую другую территорию России, является правомерным.