0
1990
Газета События Интернет-версия

09.10.1999 00:00:00

Умные собаки из "Центроспаса"

Тэги: Центроспас, спасатели, собаки


Спасатель-кинолог Кирилл Алферов с Грандом приехали на Тайвань спасать погребенных под руинами людей.
Фото Евгения Виноградова

В МИНИСТЕРСТВЕ по чрезвычайным ситуациям России отряд "Центроспас" существует уже больше семи лет. За плечами у спасателей сотни разобранных завалов после катастроф, землетрясений, пожаров. В последнее время прибавились еще и террористические акты. Они бывают пострашнее любого природного катаклизма. Но в любой ситуации непременные помощники "центроспасовцев" - собаки.

Первый раз спасатели попробовали использовать в работе своих собственных собак, выдрессированных дома, в мае 1995-го, после землетрясения в Нефтегорске. Эксперимент удался, и в 1996 году в "Центроспасе" появилась кинологическая служба.

Сейчас в ней 18 собак: овчарки, лабрадоры, русские спаниели, сеттеры. Есть даже стаффордширский терьер - единственная сука по кличке Гейша. Но живет она у своего хозяина дома. В питомнике же одни кобели. Если здесь появится хоть одна девочка, то все "мужское население" питомника "выйдет из строя". Им будет уже не до работы. Хотя и между кобелями иногда возникает непонимание. Кто-то кого-то толкнул, не так посмотрел, отнял палочку - уже ссора. В общем, все как у людей.

На всех собак - 11 спасателей-кинологов. Кирилл Алферов со своим "коллегой" и верным помощником, пятилетним лабрадором Грандом работает в "Центроспасе" уже три года, со дня основания кинологической службы. Полетать пришлось почти по всему миру. Буквально на днях Кирилл и Гранд вместе с другими спасателями вернулись с Тайваня, где работали на завалах разрушенных страшным землетрясением зданий. "Несмотря на то что туда мы прибыли довольно быстро, живых найти нам не удалось", - говорит Кирилл. И работать на Тайване было сложно - жара под 50 градусов, пыль. Собаки задыхались, от трупного запаха у них притуплялось обоняние. "Наши собаки натренированы искать живых. Они тогда радостно лают, подзывая спасателей, а там были только мертвые..." - рассказывает Кирилл. Иногда спасателям приходилось "поднимать тонус" своим питомцам - прятаться самим под завалами, чтобы собаки понимали, что живые есть, не все еще потеряно. Они тогда и работать начинают активнее. Собаки-спасатели, даже когда кошек находят, реагируют на них не как на своих злейших врагов, а как на спасенную жизнь.

Работа должна быть радостью, а в последнее время катастрофы не оставляют под завалами ни одной жизни. Ни на улице Гурьянова, ни на Каширском шоссе, ни на Тайване живых к прибытию кинологов уже не было. "После взрыва в Печатниках, где был панельный дом, у нас еще оставалась надежда найти людей. Наши собачки, а их там работали четыре, нашли женщину. Мы даже разговаривали с ней, но, пока работали, она задохнулась от дыма. Там ведь пожар какой был огромный!" - говорит Кирилл. Очень мешают собакам, работающим на завалах, холодильники. Испорченные продукты, протухшее мясо притупляют обоняние. И тем не менее за время существования кинологической службы "Центроспаса" ни одна собака не сделала ложных обозначений.

"К нам на местах трагедий часто подходят люди, родные которых оказались под завалами. Кричат: "Вы не там ищете, моя квартира вот здесь!" Мы, конечно, прислушиваемся, но такая информация чаще всего неверна, человек не может адекватно оценить ситуацию в состоянии шока", - говорит Кирилл.

Когда на Тайвань прилетели спасатели из Испании и Англии, их собаки на уже отработанном россиянами отрезке вроде бы обнаружили живого человека, чего в принципе быть не могло. Европейцы стали пенять нашим - вот, мол, пропустили. Кирилл Алферов, уверенный в своей правоте, сказал англичанину, что, если там есть кто-то живой, он сразу увольняется с работы. И Кирилл оказался прав. Английский спасатель снял каску и пожал ему руку. "Я ни в коей мере не хочу обидеть иностранных спасателей, но скажу только, что они работают по-другому. И собак больше жалеют. Мы и наши собаки работаем столько, сколько надо. Вообще-то положено по 20-30 минут, потом обоняние притупляется, но, если есть надежда найти живых, будем искать до конца, хоть сутки, хоть трое, без сна и отдыха", - говорит Кирилл. Кроме собак, у спасателей есть еще целый набор инструментов - домкраты, способные поднимать тяжелые бетонные плиты, кусачки, поисковые приборы. "Но главный инструмент у нас - руки", - говорит Кирилл.

Собакам на завалах тяжело приходится. Самая большая беда - режут о разбитые стекла и арматуру лапы. Хотя крупных травм пока, к счастью, не было. После каждого перелета все животные проходят обследование в ветеринарной клинике. А к самолетам они уже привыкли. В полете, как правило, все спят - и спасатели, и их "коллеги". Ведь впереди - трудная работа.

Собак в "Центроспасе" тренируют сами спасатели. Уже обученные стоят от 5 до 10 тысяч долларов - таких денег у МЧС нет. Да и методика работы у каждого спасателя своя. Но у всех собак-спасателей главное качество - доброта. "К нам постоянно подходят люди, дети, которые хотят погладить собачку. И она никогда не укусит, не зарычит. Мы в собаках воспитываем любовь к людям", - рассказывает Кирилл.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российский авторынок обрушился на 45%

Российский авторынок обрушился на 45%

Ольга Соловьева

Покупка машины в кредит стала недоступной роскошью

0
2391
Некоторым россиянам придется ждать пенсию лишние пять лет

Некоторым россиянам придется ждать пенсию лишние пять лет

Анастасия Башкатова

Пожилые граждане рискуют недобрать баллы

0
2259
Рост мировой экономики превращается в спад

Рост мировой экономики превращается в спад

Михаил Сергеев

Китай теряет кредитные рейтинги после начала глобальной торговой войны

0
2085
Рубль в четверг начал дорожать к юаню на «Московской бирже» после небольшого ослабления

Рубль в четверг начал дорожать к юаню на «Московской бирже» после небольшого ослабления

0
1057

Другие новости