Вашингтон. Февраль 1997 г. Очередная встреча в рамках комиссии "Гор-Черномырдин" проходила на
фоне разгорающегося скандала вокруг поставок американских суперкомпьютеров в российские ядерные
центры. Слева направо: госсекретарь США Мадлен Олбрайт, премьер-министр РФ Виктор
Черномырдин и вице-президент США Альберт Гор. Фото АП |
В МИНУВШУЮ субботу, 2 октября, завершился официальный визит в Россию министра энергетики США Билла Ричардсона. Это был второй приезд главы влиятельнейшего американского ведомства в нашу страну после его избрания на этот пост в июне 1998 г.
Ричардсон побывал в Мурманске, Северодвинске, на нескольких объектах российского ядерного топливного цикла в Сибири, в Дмитровграде и в Российском федеральном ядерном центре "ВНИИ экспериментальной физики" (Арзамас-16). Официальным итогом этой насыщенной программы стало подписание министром по атомной энергии РФ Евгением Адамовым и министром энергетики США Биллом Ричардсоном "Соглашения о сотрудничестве в области учета, контроля и физической защиты ядерных материалов".
Но у этого, казалось бы, сугубо делового визита авторитетного деятеля Демократической партии США был фон, сегодня еще малозаметный. И связан он с предстоящими президентскими выборами в Америке. Не секрет, что республиканцы, естественно, хотят всячески скомпрометировать администрацию Билла Клинтона, и прежде всего кандидата на пост президента от Демократической партии нынешнего вице-президента США Эла Гора. Этот подтекст стал одним из основных в раскручивающемся сейчас банковском скандале, получившем уже собственное название - "Рашагейт".
Цепочка, как представляется, абсолютно не случайных событий последних месяцев свидетельствует, что следующим аргументом в этой кампании дискредитации вице-президента США, скорее всего, будет выбрана тема технологического сотрудничества США и России, активным сторонником которого всегда выступал Эл Гор. В частности, речь может идти о реанимации двухлетней давности истории, связанной с поставкой в российские ядерные центры ВНИИЭФ и ВНИИ технической физики (Челябинск-70) американских суперкомпьютеров. Американцы (прежде всего республиканцы) утверждают, что эти высокопроизводительные вычислительные комплексы приобретены Россией якобы для разработки и совершенствования нового поколения ядерного оружия. И этим, мол, наносится ущерб безопасности Соединенных Штатов.
Дело в том, что в процессе подготовки Договора о всеобъемлющем запрещении испытаний ядерного оружия по крайней мере подразумевалось, что американская сторона будет способствовать выдаче лицензий на поставку в Россию суперкомпьютеров для "решения задач, связанных с безопасной эксплуатацией, подтверждением надежности и обеспечением сохранности российского ядерного арсенала". Однако в окончательный текст договора этот пункт не вошел: то ли это был просчет российской стороны, понадеявшейся на твердость устных заверений, то ли были еще какие-то причины. Россия попала в очень уязвимую ситуацию.
"Какова ваша позиция, позиция Министерства энергетики США по этой проблеме?" - с таким вопросом обратился я к Биллу Ричардсону в минувшую субботу, во время его посещения Минатома России. "Во-первых, Соединенные Штаты всегда выполняют свои обязательства, - заявил министр. - Должен напомнить, что в самое ближайшее время мы ожидаем проведение голосования в сенате по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. И мы работаем совместно, на условиях партнерства, с Российской Федерацией, с тем чтобы решить вопрос о компьютерах".
Для того чтобы понять, насколько серьезен для США этот вопрос, напомню, что в апреле 1997 г. в конгрессе состоялись слушания по вопросу о поставках известной американской фирмой "Силикон Графикс" четырех супер-ЭВМ в Челябинск-70. В июле того же года в Федеральном регистре США появился акт #744, согласно которому Арзамас-16 и Челябинск-70 должны теперь запрашивать лицензии на все покупаемое оборудование, а не только на супер-ЭВМ. Буквально на все.
Даже американские журналисты отмечали, что этот скандал был раздут, с тем чтобы оказать давление на Россию в связи с ее позицией по вопросу о расширении НАТО. Так, например, Роберт Фариш, редактор журнала "Computer Business Russia" задавался риторическим вопросом: "Я хочу спросить: случайно ли, что, хотя компьютеры были поставлены (в Челябинск-70. - А. В.) в сентябре 1996 г., вся эта история впервые появилась на страницах "Уолл-стрит джорнэл" и "Нью-Йорк таймс" точно в то время, когда в отношениях России и США возникла напряженность в связи с окончательным решением о расширении НАТО?"
С технической точки зрения претензии к "Силикон Графикс" выглядели абсурдно. Выступивший на слушаниях в американском конгрессе Виктор Рис, заместитель секретаря отделения оборонных программ Министерства энергетики США, подчеркнул, что "терафлопные машины (то есть ЭВМ, выполняющие 1012 операций в секунду. - А. В.), которые мы используем сегодня (речь идет о супер-ЭВМ, поставленных "Силикон Графикс" в Лос-Аламосскую национальную лабораторию США для моделирования процессов, происходящих в ядерном оружии. - А. В.), более чем в 300 раз быстрее тех машин, что были экспортированы "Силикон Графикс". И мы планируем установить в своих лабораториях машины, еще в несколько сот раз более быстродействующие, чем используемые нами сейчас".
Кстати, косвенно подтверждают правильность оценок американцев и российские специалисты. Так, академик Владимир Фортов, выступая на расширенном заседании Президиума РАН 30 марта 1999 г., подчеркивал: "До последнего времени наше отставание от США (в быстродействии компьютеров. - А. В.) составляло три порядка, но сейчас оно уменьшается".
В то же время известно, что в рамках Комиссии по экономическому и технологическому сотрудничеству (так называемой комиссии "Гор-Черномырдин") вопрос о поставках в Российскую Федерацию супер-ЭВМ обсуждался специально. И лично Эл Гор способствовал положительному для нашей страны решению этого вопроса.
Как бы там ни было, но в 1997 г., после получения объяснений специалистов, дело было сдано в архив. Но не закрыто. И опять оно появляется на свет синхронно с развитием скандала о якобы отмывании криминальных денег из России в американских банках. По крайней мере к этому идет подготовка.
Как нам стало известно, недавно в России находился некто г-н Фернандес, главный следователь по делу о поставках суперкомпьютеров в Россию. И хотя официальная цель его визита никак не связана с этой проблемой, но не исключено, что он в том числе занимался сбором информации и опросом возможных свидетелей по делу о суперкомпьютерах. Такие же действия проводятся и в США.
Совсем недавно, в июле нынешнего года, ответственные сотрудники российской фирмы "Каталист Силикон Солюшн", выступившей посредником в приобретении компьютеров для Челябинска-70, вызывались в США следственными органами этой страны. Американской стороне, насколько нам известно, была представлена вся интересующая ее информация, согласованная, кстати, и с Минатомом РФ. Главное - еще раз официально подтверждено, что компьютеры приобретались Россией прежде всего для вполне мирных целей: трехмерного моделирования загрязнения почв и вод радиоактивными элементами, статистического анализа последствий радиационных аварий.
Тем временем эти четыре ЭВМ, поставленные "Силикон Графикс" в Челябинск-70, продолжают там работать, но уже без всякого фирменного сервисного обслуживания, без технической поддержки. Получить лицензию на проведение этих работ никто и не пытается, понимая априорную бессмысленность подобных попыток в сложившейся ситуации.
Абсурдность же этой ситуации лишний раз подтверждает сообщение от 16 сентября 1999 г., распространенное Международным научно-техническим центром. МНТЦ сообщает, что компания "Mobil Technology" подписала с ВНИИТФ и двумя институтами Российской академии наук соглашение по партнерскому проекту на сумму 330 тыс. долл. США. Соглашением предусматривается создание компьютерных программ для моделирования нефтяного потока в пористых средах. "Компании "Mobil Technology" будут предоставлены новые комплексные математические решающие программы, используемые для оптимизации нефтяных скважин", - отмечается в сообщении МНТЦ. Любопытна договоренность о распределении прав на интеллектуальную собственность, полученную в результате выполнения данной работы. "Mobil Technology" сохраняет право "исключительного пользования интеллектуальной собственностью, разработанной в рамках проекта, в секторе энергетики; российские институты - в рамках других областей применения". То есть так или иначе российские специалисты получают возможность проводить интересующие их исследования.
Между прочим, львиная доля финансирования программ МНТЦ, этой межправительственной организации, принадлежит именно США. А бюджет этой организации отнюдь не маленький. Так, на март 1997 г. сумма финансирования проектов в рамках программ МНТЦ, выполняемых учеными из Арзамаса-16, составила 16 млн. долл., а учеными из Челябинска-70 - 12 млн. долл. По данным бывшего министра по атомной энергии РФ академика Виктора Михайлова, на начало 1998 г. МНТЦ "финансировал более 250 проектов Минатома; 10 тыс. российских специалистов, в том числе 7 тыс. из Минатома, работают над этими проектами". И это может стать еще одним пунктом обвинения Эла Гора.
Повторяю, пока нет никаких прямых доказательств развития событий по описанному выше сценарию. Будет или нет "Рашагейт-2" - вопрос. Но то, что есть признаки, указывающие на высокую вероятность реализации данного сценария, - это факт.