В ИНСТИТУТЕ русской литературы (Пушкинский дом) РАН вчера по плану должен был вести заседание сектора древнерусской литературы Дмитрий Сергеевич Лихачев. Но этот день волею судьбы оказался днем его похорон. Он поступил в клинику 27 сентября в критическом состоянии. На следующий день Дмитрию Сергеевичу сделали операцию по поводу раковой болезни. Двое суток он находился в бессознательном состоянии на искусственно управляемом дыхании. 30 сентября в 14.15 сердце Дмитрия Сергеевича остановилось. "Это было операцией отчаяния", - признался один из хирургов.
Гражданская панихида проходила в Таврическом дворце. У гроба покойного находились жена Дмитрия Сергеевича Зинаида Александровна, дочь Людмила, внучка Зина, правнучка Вера. С ученым прощались родственники, друзья, многочисленные ученики. Но по большей части в скорбной очереди стояли люди, которые не были лично знакомы с Дмитрием Сергеевичем. Они сочли важным для себя прийти и последний раз увидеть великого ученого, человека, который умел говорить истину властителям, которому верили, к мнению которого прислушивались, который воплощал собой человеческое достоинство, был гарантом духовности, символом русской культуры.
Масштаб личности ученого, никогда не занимавшего никаких политических постов, был столь велик, что своим рукопожатием делал честь любому. Борис Ельцин в своей телеграмме соболезнования отметил, что "каждая встреча с Дмитрием Сергеевичем была для меня незабываемым уроком мудрости, веры в Россию и неиссякаемую духовную силу нашего народа". Попрощаться с Дмитрием Сергеевичем прибыли Владимир Путин, Геннадий Селезнев, Валентина Матвиенко, Юрий Лужков, Владимир Яковлев, Сергей Степашин.
Все желающие проститься с Дмитрием Сергеевичем не смогли попасть в Таврический дворец до 16.00, поэтому панихиду пришлось продлевать еще на 4 часа.
Вчера в петербургском Князь-Владимирском соборе прошла литургия, затем отпевание усопшего. Дмитрий Сергеевич мог быть похоронен в Александро-Невской лавре, где покоятся Ломоносов, Фонвизин, Баратынский, Вяземский, Карамзин, Жуковский, Глинка, Чайковский... Но Дмитрия Сергеевича по его завещанию предали земле в поселке Комарово на берегу Балтийского моря на кладбище, где похоронены его мать Вера Семеновна, брат Юрий Сергеевич и дочь Вера, трагически погибшая в начале 80-х годов. В момент предания тела земле в Санкт-Петербурге была объявлена минута молчания.
Санкт-Петербург