Никакие проблемы не могут заставить казаков забыть о песне. Казацкому ансамблю из станицы Преградной уже пять лет. Фото Артема Житенева (НГ-фото) |
В ЦЕНТРЕ станицы Исправная Зеленчукского района в двух шагах от правления колхоза и Дворца культуры находится местная достопримечательность - карусель. Обычно здесь бывает шумно по воскресеньям, когда покататься за рубль приезжает ребятня со всей станицы. Случается, кто-то сюда забежит и в будний день, зная, что даже тебя одного дядя Вася-карусельщик прокатит по полной программе с ветерком. А пока цепная карусель стоит в ожидании своего клиента, дядя Вася тут же с друзьями на лавочке забивает "козла". Максим Григорьевич Анушко тоже заходит в "карусельню" не столько забить "козла", сколько обсудить последние новости. А погутарить старым казакам есть о чем. Вчера со двора Анны Степановны корову угнали. "Выловить бы этого вора да ноги переломать", - сходятся в едином мнении казаки. Ведь это уже не первая пропажа в станице. Недели не проходит без того, чтобы из какого-то двора скотину не увели. И хотя у каждого на примете есть свой вор, вслух никто даже не высказывает своего предположения. А вдруг напраслину на человека возведешь, тогда греха не оберешься.
За забором "карусельни" сияет белизной церковь. "Мы ее построили год назад вместо той, что в 32-м году сожгли большевики, - рассказывает Максим Григорьевич. - В нашей станице всегда жили и черкесы, и карачаевцы. Жили мы дружно, а все потому, рассказывает мой отец, что тех, кто прибивался в Исправную, слушали на казачьем кругу, прощупывали, что у него на уме, как он намерен здесь жить. Не раз бывало, их мулла и наш священнослужитель выступали перед народом, предупреждали, что если кого на воровстве поймают и забьют, то не быть ему похороненным на своем кладбище. И это на людей действовало. А теперь нет ни совести, ни страха..."
Обсудив кражу коровы, казаки перешли на политику. "И что там, в Черкесске, делается?" - спрашивают меня. "Да сегодня вроде тихо", - отвечаю. "Да это всего на день, - заверяют они. - И что им там черкесам с карачаевцами не поделить? Ну выбрали себе Семенова, пусть себе сидит и правит. Как же нам жить без власти?"
Недавно на съезде черкесов и абазин я услышала, как Татьяна Козырева, лидер движения "Казачка", говорила о том, что жители станицы хотят отделиться от Карачаево-Черкесии и жить в Черкесском автономном округе. "А кто это за нас так решил? - в один голос спрашивают старики. - Атаман, что ли, так мы с него спросим. Мы жили и будем жить в России, а кому не нравится, пусть уматывают".
- Клянусь богом, что эту казачку Козыреву у нас в Исправном никто никогда не видел, - говорит заместитель станичного атамана Алексей Струговцев. - Не хватало, чтобы она за нас расписывалась! А ведь нас здесь более 5 тысяч. Никакой дележки мы не допустим. Мне недавно один из черкесов из нашей станицы сказал, что, мол, не имею я права так рассуждать и что якобы его прадед первым бросил здесь шапку. Я ему ответил: а сколько, извини меня, наших прадедов-казаков побросало шапок по всему Северному Кавказу? Да, жить сейчас в нашей станице не сахар, - рассуждает Струговцев. - В хозяйстве ведь не для всех работа. Вот и выходит, что почти четверть населения слоняются без дела. Отсюда пьянки, воровство. Особенно тяжело приходится молодежи. Девчонкам после школы некуда податься. Ведь не у всех родителей есть деньги, чтобы они продолжили обучение. Ребят же мы стараемся определить в казачьи заставы пограничниками. Правда, приходится преодолевать преграды, препоны республиканского военкомата. Но это уже второй вопрос.
Станица Исправная считается в Карачаево-Черкесии одной из зажиточных. Здесь вспахиваются поля и строят животноводческие фермы. Булку хлеба можно купить в местной пекарне за 3,5 рубля. Да и карусель, как ни говори, для детей все-таки есть. В какой республике еще найдешь? А еще у каждого двора станицы разгуливают индюки и гуси. Зерно здесь можно купить за сто рублей центнер. Так что есть чем кормить птицу".
...По улице шел, слегка шатаясь, казак. "Фотографировать меня не надо, - попросил он фотокора "НГ", - а то жинка увидит в газете, на опохмелку не даст..."
В станице Преградной Урупского района, что в 50 км от Исправной, тоже есть свои особенности. И главная из них - большой казачий ансамбль. Около 100 человек в нем танцуют и поют. Недавно на фестивале в Майкопе первое место заняли. Грандиозное выступление ансамбль готовит к Покрову (православный праздник 14 октября). Перед станичниками выступать будут. К тому же ансамбль свой пятилетний юбилей отметит. Глава района Виктор Белонин уже пообещал каждому из солистов подарок - туфли для выступления да ящик шампанского на стол. В районе, с кем ни поговоришь, все хвалят Белонина. Говорят, что с его приходом жизнь в станице стала выравниваться. Кстати, в КЧР из 10 глав районов, городов (а русских в республике проживает 43%), только два руководителя русской национальности. В Зеленчукском районе Николай Бутов, да вот здесь, в Урупском, Виктор Белонин. А всего в районе живет 25 тысяч человек. 85 из них русские. Наверное, поэтому считают станичники, что именно здесь, в единственном районе республики, до сих пор нет газа. А его проложили даже в горном Малокарачаевском районе. Довели даже до аулов, где всего по три-четыре дома. О русских вспоминают, лишь когда надо. "Вот сейчас, посмотрите, как разыгрывается казачья карта между сторонниками Владимира Семенова и Станислава Дерева, - рассказывает старый казак Петр Петрович (фамилию свою наотрез отказался назвать). - А почему об этом не вспоминали раньше? Да еще нас, русских, медведями обзывают. Мол, спим мы, мало митингуем. Мы-то хорошо понимаем, что спор о том, где чья земля и чья нация, приводит лишь к одному - к войне".
"Чтобы провести в Урупском районе газ, надо иметь большие деньги. Это не один десяток миллионов рублей, - рассказывает Виктор Белонин. - Какие только пороги я ни обивал, все только обещают. Вот и в эту зиму, как обычно, для школ заготовили одну тысячу тонн угля, а для котельных потребуется около 13 тысяч тонн мазута. Шутка ли? Я уже даже предложил другой вариант. Считаю его более эффективным. Построить в притоках рек, а их здесь немало, той же Лабы, две-три электростанции. Это обошлось бы в 12 миллионов рублей. Да и в дальнейшем было бы куда дешевле газа".
Местность в Урупском районе, да и в самой станице Преградной, сказочная - река, лес. По одну сторону - граница с Краснодарским краем, по другую - с Абхазией. Для безбедной жизни есть все: грибы, ягоды, дичь. Иные семьи только и живут лесным промыслом, выручая в год от продажи тех же грибов от 10 до 20 тыс. руб. Наверное, поэтому здесь никак не могут найти бульдозериста на 700 руб. Да и на животноводческой ферме не хватает людей. Вот и говорят тут о безработице. На бирже зарегистрировано 3-4 человека, да и то бывшие банковские служащие. Им, понятно, удобнее по безработице получать. Вот уже два года район лишен своего основного дохода от рубки леса. За это время местный бюджет потерял около одного миллиона рублей.
Дело в том, что в Черкесске на аукционах любой желающий, по решению республиканского Министерства лесной промышленности, может заполучить делянку на вырубку одной тысячи кубов леса без ведома, конечно же, администрации района. Новоиспеченный хозяин приезжает к урупским лесорубам и нанимает их на работу, а далее лес отправляется "кругляком" далеко за пределы республики. А ведь в районе целых четыре деревообрабатывающих комбината. Спрашивается, кому выгодно отдавать лес за бесценок? "Мы хотим на уровне правительства республики Карачаево-Черкесии также решить вопрос о том, чтобы мы могли принимать участие в аукционах, - говорит Белонин. - Нам надо смотреть на того, кто покупает наш лес. Есть ли у него свои рабочие, а также перерабатывающие объекты. Мы не хотим, чтобы наших людей нанимали на работу за вязанку дров. Да и как ведется вырубка леса, в котором есть даже бук, нам также небезразлично".
В районе уверены, что проблемы смогут решаться при стабилизации обстановки в республике. А пока многим не понять, почему до сих пор федеральный Центр не сказал своего твердого слова. "Создается такое впечатление, что Центр предоставил решать этот сложный вопрос самой республике. Мол, деревцы и семеновцы, разбирайтесь, а мы посмотрим, что дальше будет. "С Северным Кавказом так поступать нельзя, - говорит атаман Виктор Осипов. - Здесь такое может завариться, что будет похлеще Чечни. Да и Абхазия с нами рядышком. Центр не должен бросать нас, русских, на произвол судьбы. Ведь первые, кто пострадает здесь, в Карачаево-Черкесии, будем мы - казачество".