НА ЗАСЕДАНИЕ Саратовского областного совета безопасности 27 сентября были приглашены 300 представителей северокавказских общин на территории области. Речь шла о войне, терроризме и преступности.
Расширенное заседание совбеза прошло закрыто, без приглашения прессы, но журналистам стало известно, что речь там шла о финансовых и продовольственных потоках, идущих из Саратовской области в Чечню, о криминальных группировках кавказцев, контролирующих целые районы, об эмиссарах, приезжающих вербовать людей в отряды боевиков.
В Саратовской области насчитывается сейчас 16 тысяч чеченцев. Многие из них живут здесь десятилетиями, оседло и мирно. Более 5 тысяч переселенцев приехали из Чечни только в этом году (на саратовскую землю переселяются не только чеченцы, приблизительно 7 тысяч человек прибыли из Таджикистана, 9 тысяч - из Азербайджана).
Область начинает ощущать себя пограничной, если не прифронтовой: семеро саратовцев находятся сейчас в чеченском плену, семеро погибли за один только месяц боевых действий в Дагестане.
По информации начальника облУВД Павла Сальникова, сообщенной на заседании совбеза, 97 преступлений на территории области совершено в этом году кавказцами, в том числе около 30 - чеченцами. Разумеется, в общей статистике доля чеченского криминала невелика, но пристальный интерес именно к этой диаспоре не нуждается в объяснениях. На заседании было сказано, что правоохранительные органы контролируют 15 преступных группировок, 47 чеченцев объявлены в федеральный розыск за преступления, совершенные на территории области, есть информация, что большинство из них скрывается на территории Чечни. Известно и то, что в области живут родственники Басаева, но это само по себе еще не повод для каких-то выводов и шагов.
Прошедший после закрытого заседания брифинг для прессы был куда более сдержанным и осторожным в формулировках, его лейтмотивом была мысль о том, что здоровые силы в кавказских общинах на территории области сами намерены отторгнуть преступников независимо от национальности. Большое внимание было уделено инициативе губернатора Дмитрия Аяцкова и председателя областной Думы Александра Харитонова, пригласивших Аслана Масхадова как руководителя субъекта Российской Федерации в Совет Федерации для переговоров с коллегами-сенаторами. Но и на брифинге серьезность ситуации была понятна.
"Если нам известно, что более 300 лиц чеченской национальности являются руководителями или учредителями предприятий на территории области, мы можем задать себе вопрос - только вопрос! - а не утекает ли отсюда "черный нал" в Чечню и не на эти ли денежки вооружаются Хаттаб, Басаев и другие террористы?", - сказал журналистам вице-губернатор Сергей Наумов.
Зачастую эти деньги отдают отнюдь не добровольно. "Власть должна защитить людей от тех эмиссаров, которые приезжают сюда выбивать деньги на ведение боевых действий", - сказал Сергей Наумов. А заместитель секретаря совета безопасности Александр Косыгин добавил, что правоохранительные органы, по его словам, "примерно достоверно" знают, как и куда идет этот "черный нал", но поймать за руку пока никого не могут.
В одной из газет в августе появилась публикация о чеченской преступной группировке, контролирующей Марксовский район области. По этому поводу Александр Косыгин на брифинге сказал, что подтверждение этой информации получено, уже возбуждено несколько уголовных дел. "Но если бы это было только в Марксе! - посетовал он. - Подобная ситуация и в Озинках, и в Ртищево, и в других районах".