Михаил Горбачев и его дочь Ирина весь день провели у гроба Раисы Максимовны Фото Артема Житенева (НГ-фото) |
С утра проход к Фонду культуры был закрыт, а движение перекрыто; по этой стороне Гоголевского бульвара ездили только троллейбусы и иномарки высоких гостей. Первым попрощаться с Раисой Максимовной приехал премьер-министр. Владимир Путин пробыл в здании около 30 минут - он долго разговаривал с Михаилом Горбачевым. Вслед за ним появились экс-премьер Евгений Примаков и бывший мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак. Политики воздерживались от комментариев.
В начале двенадцатого в здание начали пропускать простых людей. Хвост очереди заворачивал за угол фонда. Здесь были те, кто видел Раису Максимовну только по телевизору, и те, кто знал ее лично, - например, бывшие однокурсники по юридическому факультету МГУ. Юрий Ковалев работал в предвыборном штабе Горбачева в 1996 году. "Я был доверенным лицом Михаила Сергеевича и, возможно, больше других отдаю себе отчет в том, как много сделала для него Раиса Максимовна. Без нее Горбачев-реформатор не смог бы состояться. Она не толкала его вперед, но помогала, служила надежной опорой", - сказал он.
Кто-то из тех, кто пришел на панихиду, еще не так давно осуждали первую леди СССР за слишком эффектные костюмы и привычку спускаться по трапу самолета раньше Горбачева. Сегодня все обиды забыты. "Я обожала ее за ум, интеллигентность. Не всякая могла так стойко перенести
все, что на нее свалилось", - заметила 66-летняя Лариса Евгеньевна. "Мне очень хотелось на нее походить, - добавила 62-летняя Валентина Васильевна. - Я просто любила эту женщину, всегда смотрела все ее выступления". У многих в руках - цветы. Большинство пришедших - люди в возрасте, для которых Раиса Горбачева - не просто яркая политическая фигура, но и часть их собственной истории, и ее жизнь они напрямую связывают со своей. "Я пришла с ней проститься как женщина с женщиной... Она ведь - часть моей молодости". "У меня тоже есть внуки, и я знаю, как тяжело им остаться без бабушки". Разговоры в толпе вертелись вокруг одной темы: она была первой русской женщиной, которая могла на равных общаться с иностранцами.
За границей первого советского президента и его супругу действительно любили. Половина журналистов - представители западных телеканалов или газет. "Горбачев на самом деле очень много значил для нас, - заметила девушка с немецкого телевидения. - И Раиса Максимовна тоже. Если здесь, в России, ее критиковали за то, что она слишком яркая, то для нас это было в порядке вещей. Мы впервые увидели, что советская первая леди может выглядеть как нормальная, привлекательная женщина".
Раиса Горбачева была основательницей Российского фонда культуры, поэтому гражданская панихида проходила именно здесь. На первом этаже, в фойе - фотография улыбающейся Раисы Максимовны, обрамленная траурными лентами. На лестничном пролете - еще один снимок, и большая корзина белых роз под ним. Гроб поставили на втором этаже, все вокруг завалено цветами. Большие венки прислонили к стене - от Егора Строева, Александра Лукашенко, сотрудников детской клинической больницы...
Горбачев, его дочь Ирина, другие члены семьи сидели около гроба, рядом - нынешний президент Фонда культуры Никита Михалков. В соседней комнате негромко играли несколько музыкантов. Охрана просила никого не задерживаться слишком долго; пройдя мимо гроба, люди спускались по другой лестнице и выходили через двор.
В 12.15 к зданию подъехал серебристый "Мерседес" Наины Ельциной. Она была вместе с женой премьер-министра Людмилой Путиной. Через четверть часа они вышли и, отказавшись от каких-либо комментариев, покинули Гоголевский бульвар. Среди журналистов начали ходить слухи: если на панихиду приехала Наина Иосифовна, то, возможно, на похоронах появится сам Борис Ельцин. Это будет означать, что между двумя президентами наступил долгожданный мир.
Черные иномарки с высокими гостями продолжали прибывать: Егор Строев, Валентина Матвиенко. Почти не замеченная журналистами, фонд покинула жена Никиты Михалкова Татьяна. "Это удивительная женщина, и ее отношения с Михаилом Сергеевичем были просто фантастические, - сказала она. - Казалось, что энергия их любви не даст им расстаться... Они уже давно воспринимались окружающими как одно целое, и поэтому нам всем так особенно тяжело сегодня. 25 сентября со дня их свадьбы исполнилось бы 46 лет".