0
4605
Газета События Интернет-версия

22.09.1999 00:00:00

Чрезвычайный министр

Тэги: Шойгу, биография


РАБОТНИКИ системы российского МЧС обречены быть выдающимися профессионалами своего дела. Многим из них свойствен даже специфический фанатизм, отчасти компенсирующий недостаток материальных стимулов для сложной и зачастую опасной работы. Профессиональный фанатизм присущ и Сергею Шойгу, хотя, естественно, глава чрезвычайно-спасательного ведомства искренне радуется тем дням и ночам, когда его подчиненным не находится дела.

* * *

Сергей Кужугетович Шойгу родился 21 мая 1955 г. в Кызыле Тувинской АССР, в русско-тувинской семье. Его отец был ответственным работником в партаппарате и органах исполнительной власти, дослужился до поста заместителя председателя Совета министров автономии. Мать работала экономистом в совхозе. В 1977 г. Шойгу окончил Красноярский политехнический институт по специальности "инженер-строитель". Он женат, отец двух дочерей. Кроме работы имеет как минимум одно заметное увлечение - любит петь под гитару.

Как и положено строителю (тем более в Сибири), Сергей Шойгу в первые годы своей карьеры неоднократно менял место жительства, соответственно продвижению по служебной лестнице. Начиная свою трудовую биографию, он в 1977-1978 гг. работал мастером треста "Промхимстрой" в Красноярске. Затем вернулся на малую родину, где в 1978-1979 гг. был старшим мастером треста "Тувинстрой". Вновь перебрался в Красноярский край, где с 1979 по 1985 г. был управляющим строительным трестом "Ачинскалюминстрой". Затем получил назначение в Хакасию: в 1985-1986 гг. был управляющим трестом "Саянтяжстрой", а с 1986 по 1988 г. - "Абаканвагонстрой".

В Абакане Шойгу получил предложение перейти на работу в партийные органы. То было логичное продолжение карьеры, открывавшее перспективу выхода в высшие эшелоны партийно-хозяйственной номенклатуры. В 1988-1989 гг. он был вторым секретарем Абаканского горкома КПСС, в 1989-1990 гг. работал инспектором Красноярского обкома ВЛКСМ. В 1990 г. был назначен на пост заместителя председателя Госкомитета РСФСР по архитектуре и строительству в правительстве, которое возглавлял Иван Силаев.

Работая в строительных организациях, а затем в партийно-комсомольских органах, Шойгу неоднократно участвовал в формировании добровольческих спасательных отрядов, которые выезжали в районы стихийных бедствий. Постепенно работа в различных чрезвычайных ситуациях стала для Шойгу делом жизни - она увлекала больше, чем выстраивание ординарной карьеры хозяйственного руководителя. Возможно, заговорила кровь предков - жителей малонаселенного сурового горно-таежного края, из поколения в поколение привыкших ценить человеческую взаимопомощь в непрерывной борьбе с природными напастями.

Войдя в состав первого демократического правительства России, Сергей Шойгу менее чем через год, в мае 1991 г., выдвинул идею создания российского корпуса спасателей. Эта идея сразу же получила поддержку в окружении Ельцина. Шойгу создал и возглавил корпус спасателей из таких же, как он сам, энтузиастов. Первоначально - в системе российского Госкомстроя.

В это время кризис в отношениях между руководящими группировками СССР и РСФСР углублялся, равно как и общий кризис распадающейся советской державы. В январе-феврале 1991 г. произошли известные инциденты в Прибалтике, отозвавшиеся в Москве грандиозными демонстрациями протеста против действий армии и МВД. В командах Горбачева и Ельцина лихорадочно искали путь к разумному компромиссу, но вероятность силового противостояния Кремля и Белого дома уже казалась вполне реальной, а пессимистам - неизбежной. В этих условиях вполне логичным выглядело создание военизированной организации, полностью подконтрольной российской республиканской власти. Стоит вспомнить, что аналогичная спасательная структура, созданная тогда же в Грузии, впоследствии прославилась на поле местной гражданской войны под грозным именем "Мхедриони".

Бойцам Шойгу воевать "за демократию" не пришлось - бестолковый августовский путч 1991 г. был подавлен без большого напряга и кровопролития. Но планы и замыслы Шойгу по-прежнему получали поддержку в российском руководстве - быть может, потому, что там еще не понимали толком, как распорядиться свалившимися с неба немереными властью и ответственностью. А тут - человек продвигал очевидно нужное дело. В августе 1991 г. президент подписал указ о создании Государственного комитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям, а 19 ноября "под руку" Шойгу передали громоздкую систему гражданской обороны (изъятую из ведения постепенно демонтируемого правительства СССР), переименовав спасательное ведомство в Государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС). Наконец, 20 ноября 1994 г. Комитет был преобразован в министерство. Тогда же Шойгу был введен в состав Совета безопасности России. И это было его последнее пока перемещение по служебной лестнице.

Таким образом, Сергей Шойгу является вторым после Владимира Булгака рекордсменом долголетия в правительстве, а по времени пребывания на одной должности уступает лишь Борису Ельцину, да и то совсем немного. И имеет отчетливую перспективу оставаться на своем посту в постельцинскую эпоху - если, конечно, в России сохранится более или менее вменяемая власть, способная ценить работоспособность и профессионализм своих функционеров.

* * *

Деятельность ГКЧС-МЧС с самого начала оказалась завязанной на большую политику в России и вне ее границ. У главы ведомства есть личные причины переживать разрушительность рукотворных катаклизмов, гражданских и межнациональных войн: на его родине, в Туве, в 1989-1990 гг. конфликт между тувинцами и русскими искусно разжигался местными оголтелыми националистами. Дело дошло до убийств и поджогов, и лишь введением дополнительных милицейских сил из соседних регионов ситуацию удалось стабилизировать. Можно представить, что ощущал при этом Сергей Шойгу, сын тувинского отца и русской матери!

В смутный период первичного становления суверенной государственности РФ, когда исполнительная власть еще плохо владела своим силовым инструментарием, ведомство Шойгу работало в "горячих точках" постсоветского пространства. В Таджикистане, охваченном огнем кровопролитнейшего конфликта, гуманитарные караваны, проводимые российскими спасателями до самых затерянных углов Припамирья, стали одним из факторов, позволивших сохранить эту страну от распада. В Южной Осетии помощь из России стала спасением для множества жителей после окончания военных действий в 1992 г., когда республика была дотла разорена нашествием боевиков Звиада Гамсахурдиа. Более того, именно Шойгу стал тогда сопредседателем (с российской стороны) смешанной комиссии по урегулированию грузино-осетинского вооруженного конфликта. В ноябре 1992 г., когда постреливали не только в Южной Осетии, но и на осетино-ингушском рубеже, где только что произошла межэтническая схватка - сотни убитых и десятки тысяч беженцев, - Шойгу решительно поддержал жесткие меры сдерживания конфликтов, предпринятые по инициативе вице-премьера и председателя Госкомнаца Сергея Шахрая. Глава ГКЧС был сторонником даже такого непопулярного шага, как "строгое согласование информации, поступающей из зоны конфликта через СМИ". Когда же новая власть в Грузии во главе с Эдуардом Шеварднадзе, едва замирившись с осетинами, попыталась силой сместить руководство Абхазии и разразился новый конфликт, едва ли не единственной вменяемой акцией российской стороны были гуманитарные операции ведомства Шойгу.

Особенно памятным стал эпизод мая 1993 г. Колонна российского ГКЧС прошла в осажденный грузинами город Ткварчели, чтобы привезти продовольствие и медикаменты для жителей, в течение целой зимы испытывавших ужасы блокады. В районе Очамчиры колонну стали обстреливать грузинские боевики. Шойгу, лично контролировавший ход операции, в открытом эфире по радио попросил российских военных подавить нападавших ударами с земли и с воздуха. Колонна вошла в осажденный город и на обратном пути эвакуировала часть его жителей в Россию, несмотря на препятствия грузинских властей в Сухуми.

В 1995 г. в Боснии спасатели доставляли продовольствие голодающим, вывозили пострадавших из боевых зон, предпринимали разминирование и даже помогали в налаживании полицейской службы. И, конечно, тяжкая страда чеченской кампании...

Но раньше война пришла в Москву. 3 октября 1993 г. руководство образовавшегося за несколько часов по призыву Егора Гайдара многотысячного ополчения получило от ГКЧС тысячу автоматов с боезапасом - по личному распоряжению Сергея Шойгу. До раздачи оружия, к счастью, дело не дошло.

* * *

В 1994 г., после переименования ГКЧС в МЧС, честолюбивый Шойгу представил заявку на присвоение своим работникам воинских званий, требуя 122 пары генеральских погон, а себе лично - чин генерала армии. Заявку в конечном итоге существенно урезали, и министру пришлось удовлетвориться званием генерал-майора. Со временем, однако, он подрос в чинах: с декабря 1998 г. - генерал-полковник. А первым его заместителем стал генерал-лейтенант Валерий Востротин, Герой Советского Союза, легендарный спецназовец, в 1979 г. командовавший ротой при захвате дворца Амина в Кабуле.

Русский биографический институт еще в 1995 г. назвал Шойгу лучшим министром правительства РФ. Шойгу - лауреат премии Андрея Первозванного за 1997 г., а в сентябре 1998 г. Российский детский фонд и Международная ассоциация детских фондов наградили его орденом Святого Благоверного царевича Дмитрия - покровителя всех страждущих детей (орден учрежден в 1997 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II): МЧС опекает несколько детских домов, организовал первый в России кадетский корпус спасателей, отслеживает выполнение программ по оказанию помощи детям, пострадавшим в результате катастрофы в Чернобыле, в других чрезвычайных ситуациях...

Шойгу пользуется личной популярностью, чтобы обеспечивать свое ведомство в материальном и финансовом отношении по максимуму - на зависть МО и МВД. А вот когда в 1998 г. фамилия Шойгу появилась в списках самых богатых людей России (публиковавшихся тогда некоторыми СМИ в связи с намерением Налоговой инспекции выявить всех крупных неплательщиков подоходного налога), министр искренне удивлялся такой оценке своих личных доходов и ресурсов, заметив в одном из интервью, что даже государственной дачи он не занимает, имея собственный, довольно скромный, сборно-щитовой домик в Подмосковье. Очень разумно: тому, кто много и нервно работает, естественно, лучше отдыхать не в казенном великолепии, а в простом уюте, сотворенном своими руками. Есть и другие резоны - например, сохранение того имиджа, которого придерживалось демократическое руководство России, пока не обрело всей полноты власти в стране и всех возможностей, с властью связанных.

Участвовать в публичной политике Шойгу, однако, не рвется. Осенью 1993 г. его включили в список кандидатов в Госдуму от "Выбора России", но он почти сразу выбыл оттуда. В интервью "Литературной газете" в сентябре 1994 г. Шойгу сказал, что ему трудно представить свое присоединение к какому-либо движению или партии, а равно и депутатство в Думе или Совете Федерации. Но в апреле 1995 г. глава МЧС вошел в состав Оргкомитета черномырдинского движения "Наш дом - Россия". Видимо, решил, что так надо: настоящую цену политической стабильности он знает лучше большинства действующих политиков России.

В 1994 г. "силовики" направили Ельцину коллективную жалобу на помощника президента по вопросам безопасности Юрия Батурина, обвиняя его в превышении полномочий. Авторами были Сергей Шойгу, Павел Грачев, тогдашние главком погранвойск Андрей Николаев, директор СВР Евгений Примаков, руководитель ФСК Сергей Степашин и директор ФАПСИ Александр Старовойтов. После объяснений с Батуриным большинство подписантов свои подписи сняли; остались при своем мнении лишь Грачев (полагавшийся на свою близость к Ельцину), а также Шойгу - министр, не слишком близкий к президенту, но популярный в обществе.

А вот с генералом Лебедем в период его высшего карьерного взлета в 1996 г. Шойгу легко нашел общий язык. Оценивая деятельность МЧС, тираспольский и хасавюртовский миротворец отметил: "Здесь не шумят, здесь управляют, так должно быть во всей стране".

* * *

В июне 1998 г. Шойгу заявил весьма амбициозную программу реорганизации подчиненного ему ведомства, в соответствии с которой предполагается на основе войск гражданской обороны и поисково-спасательных формирований создать новую единую структуру - Государственную спасательную службу, окончательно выведенную из состава вооруженных сил. По словам Шойгу, "это гораздо проще, чем содержать тысячи не слишком нужных военнослужащих, которые сами себя охраняют". Предполагается, что полк в двести человек будет охранять имущество, а в случае военного времени разворачивается в бригаду из 1-1,5 тыс. человек. Министр запланировал сократить количество региональных центров своего ведомства с девяти до шести, вместо нынешних 36 военных городков образовать 11 сильных мобильных спасательных центров, а авиацию расположить в четырех точках вместо нынешних двух. "Таким образом достигаются сразу и экономия, и повышение мобильности", - отметил Шойгу.

* * *

Год 1999 от Рождества Христова оказался обильным на катастрофы. Трясло землю в Колумбии, Турции, Греции, ураганы и торнадо били по США, полыхали лесные пожары и разливались реки в России. Но самыми страшными бедствиями стали рукотворные: войны и военно-политические конфликты. Начиная с мая военный пожар затлел и в России, на чечено-дагестанском рубеже, в августе-сентябре он вспыхнул там крупномасштабными боевыми действиями, а потом грохнул взрывами домов в Буйнакске, Москве и Волгодонске. Чрезвычайная ситуация стала почти что нормой жизни россиян.

Заслуги Шойгу и его министерства получили в данном контексте были в полной мере оценены: 20 сентября президент присвоил главе МЧС звание Героя России. И в тот же день по лентам информационных агентств разнеслась сенсационная весть, что популярнейшего из министров нынешнего правительства призывают в высокую публичную политику. Ему преложили возглавить избирательный блок, создаваемый главами 39 регионов России, от Калининграда и Кубани до Владивостока и Хабаровска. Сотрясаемая мощными толчками политических катаклизмов, раскалываемая конфликтами верховная власть России, как представляется, искала и нашла своего потенциального спасителя.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
2396
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3058
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2282
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4033

Другие новости