"ХВАТИТ нам потрясений" - такова нынче "принципиальная позиция президента и его администрации". Во всяком случае, если верить вчерашнему заявлению на сей счет первого замглавы кремлевской администрации Игоря Шабдурасулова. С этим лозунгом, почти перекликающимся со знаменитым столыпинским "Вам нужны великие потрясения - нам нужна великая Россия", трудно не согласиться. Но не менее трудно поверить сегодня в искренность кремлевских чиновников. Кто, как не президент и его команда, периодически встряхивает и без того расшатанный до предела каркас власти, для того чтобы добиться каких-то своих, неведомых непосвященным целей?
На вопрос дня - возможен ли добровольный уход Ельцина в отставку, - казавшийся нелепым еще каких-то пару месяцев назад, все больше фигурантов российской политической сцены начинают отвечать утвердительно. Да и те, кто уверен в обратном, уже не столь категоричны в оценках. Даты называются разные. В первом вбросе слухов на эту тему фигурировали 16, 17 и 19 сентября.
Трудно утверждать со стопроцентной уверенностью, что нижеприведенная информация является абсолютно достоверной. По крайней мере внимания она заслуживает (тем более что прекрасно укладывается в контекст событий). Итак, по сведениям источника "НГ", 31 августа Егор Строев провел сверхсекретное совещание со своими заместителями и другими особо приближенными лицами. На него не был приглашен "лужковец" Владимир Платонов. Спикер сената объявил присутствовавшим, что президент заявил ему о своем желании уйти в отставку 17 сентября.
При этом Ельцин якобы предложил Строеву сменить его на высоком государственном посту, стать преемником. То есть выдвинуться в президенты, получив для этого всю возможную поддержку от близких к Борису Ельцину сил. Егор Строев спросил совета у присутствовавших, и те единодушно благословили его на свершения на новом поприще. После этого Строев якобы заручился такой же поддержкой и у лидеров оппозиции - Зюганова и К╟.
Через несколько дней, а точнее - 3 сентября, Егор Строев дает интервью "Нью-Йорк таймс", в котором высказался за досрочную отставку главы государства. Еще через несколько дней интервью было опубликовано. Но ситуация резко изменилась: в Москве прогремели взрывы. Строев моментально стал отыгрывать назад. Обычным в таких случаях приемом: его-де не так поняли.
Даже если допустить, что ничего такого 31 августа не было и ни в какие преемники Строев не метит, вопросы остаются. С чего бы это крайне осторожный спикер СФ, до сих пор упорно дистанцировавшийся от политических дрязг, вдруг осмелел и пустился во все тяжкие? Неужто и впрямь что-то знал? Неужто и тут не было дыма без огня, да помешали взрывы (или изменчивый характер президента)?
Как бы там ни было, на очередной всплеск внимания к теме президентской отставки, инициированный на сей раз Александром Шохиным, Игорь Шабдурасулов отреагировал вчера довольно эмоционально: "Маразм это, вот и все. Нет таких планов и не было". В столь же категоричной форме он опроверг слухи о захоронении тела Ленина, введении ЧП и тому подобных сценариях. Главным приоритетом для Кремля является, по его словам, "проведение в установленные сроки парламентских и президентских выборов, спокойная передача власти".
Первопричиной слухов Шабдурасулов назвал начавшуюся избирательную кампанию: "Нужно о чем-то говорить, поэтому "Мели, Емеля, - твоя неделя". Что ж, в отличие от многих других теоретических построений у прогнозов есть одно прекрасное свойство - их можно проверить. Очередная возможность для этого предоставляется 19 октября.