В РОССИИ, по-видимому, все-таки будет введена повременная оплата за пользование телефоном. Об этом объявил на состоявшейся на днях пресс-конференции председатель Государственного комитета по телекоммуникациям Леонид Рейман. Несмотря на то что большинство населения высказывается против "повременки", ее установление в ближайшем будущем так же неизбежно, как и счетчики воды, тем более что весь цивилизованный мир уже давно живет по этим законам. Люди боятся, что из-за слишком высокой стоимости не смогут пользоваться телефоном, а ведь для многих он был и остается единственным средством общения с внешним миром.
Между тем в ряде регионов России (например, в Пермской, Казанской, Архангельской областях) повременная оплата уже давно введена, и местные жители могли на собственном опыте убедиться, что ничего катастрофического не случилось. Для некоторых пользователей стоимость услуг связи действительно возросла в несколько раз. А кто-то стал платить даже меньше, чем раньше. Например, существенно выиграли пенсионеры, особенно те, кто проводит лето за городом, - им не нужно больше тратиться на неработающий аппарат. В целом, как показал эксперимент, пользователь как платил 30 рублей в месяц, так и будет платить при новой системе.
По словам г-на Реймана, распространенное мнение о повременной оплате как грядущем разорении всех, у кого есть телефон, абсолютно неверно. "Дело не в том, - сказал он, - что платить надо, а в том - сколько, то есть в тарифе". Как рассказал в интервью корреспонденту "НГ" пресс-секретарь Гостелекома Александр Бачманов, тарифы будут определяться предприятиями связи и местной администрацией. Повременная оплата вводится только там, где есть соответствующие технические условия. В стоимость телефонных услуг входит абонентская плата за обслуживание конкретной линии плюс "повременка" за наговоренные минуты.
Введение новой системы может оказаться настоящим спасением для российских телекоммуникаций. Она станет одним из источников масштабных инвестиций в эту отрасль (по словам Леонида Реймана, их требуется от 20 до 80 млрд. долларов). Деньги пойдут на приведение в порядок городских телефонных линий и АТС, а также развитие новых услуг: доступа в Интернет, цифровой телефонии, систем мобильной связи и электронной торговли. В обмен на западную форму оплаты Гостелеком готов предложить населению вполне западный сервис - универсальные системы пакетной коммуникации.
Пока же на 100 жителей России приходится около 20 телефонных линий, что в 2-2,5 раза меньше, чем в развитых странах.