Березовский говорил вчерa о многом и о многих Фото Натальи Преображенской (НГ-фото) |
В среду в программах НТВ по отношению к Березовскому прозвучало слово "предательство". Это слово стало звучать еще в период войны с Чечней. На фоне вопросов: откуда у чеченцев оружие, упреждающая информация, почему их морально поддерживают московские СМИ? В 97-м году мне были знакомы люди, которые предавали, заявил Березовский. В первую очередь он назвал Александра Коржакова. Затем рассказал, как глава "Медиа-МОСТ" Владимир Гусинский приходил к нему за содействием в освобождении журналистки Елены Масюк. В НТВ переполох, как можно нас, которые поддерживали чеченцев, давить - так, по словам Березовского, говорил г-н Гусинский. "Такова предыстория предательства", - добавил Березовский. Далее он заявил, что в Москве было хорошо известно, что в Дагестане уже два с половиной года ваххабиты и местное население строили укрепрайоны. Знали об этом в СВР, ГРУ, ФСБ. Знали Степашин, Ковалев, Куликов, Трубников и Примаков. Далее по списку. Их бездействие Березовский оценивает как преступную некомпетентность.
После окончания чеченской войны Москва опять бездействовала по отношению к Грозному и тем невольно спровоцировала сегодняшнюю ситуацию. По мнению Березовского, тогда Чечня была самостоятельной. Сегодня - уже нет. Чечня теперь связана с международным терроризмом фундаменталистского исламского толка. И, проиграв в Дагестане, террористы теперь отрабатывают деньги взрывами в России. У Березовского "нет сомнений", что исток "взрывов" - в Чечне.
Далее он резко критиковал действия и заявления "человека в кепке", сказав: он врун, болтун и хохотун, после взрывов "бросился на рынки избивать лиц кавказской национальности". Это "ложный след". По мнению Березовского, создавать из Москвы особо охраняемую зону - значит ослаблять остальную Россию. Кто даст гарантию, что не взорвут атомную станцию в Обнинске. Это будет страшнее Чернобыля. "Это будет разрушение российской государственности". По словам Березовского, в разных странах мира более 700 тысяч чеченцев, и многие из них "имеют огромные связи с международным терроризмом". Возможно только межгосударственное влияние на страны, где живут террористы и откуда они подпитываются. Для этого нужно укреплять государство, "копить деньги на сильную армию и неподкупные спецслужбы".
"Сегодня есть очень ограниченное число людей, способных понимать и решать проблемы Северного Кавказа, без ложной скромности отнесу к ним себя", - заявил Березовский. Александр Лебедь - тоже очень полезная фигура для этого. "Он смелый человек, пошел против тех, кто предавал Россию". Березовский сказал, что Хасавюртовские соглашения Лебедя помогли остановить поток гробов из Чечни. "По глупости, по незнанию я их критиковал". Однако он добавил, что не считает Лебедя "лучшим исходом для России". "Он неуравновешен, импульсивен". Во время губернаторства в Красноярске "проявились его худшие черты".
Говоря о президенте России, Березовский заявил, что тот сделал главное - осуществил переход от одной социально-политической системы к другой. На остальное у Ельцина не хватило сил, а других людей не нашлось. Так как Ельцин "плохой знаток человеческих душ" и "разумных людей к себе не подпускал". Между тем Березовский подчеркнул, что "гражданская ситуация" после взрывов в Москве серьезно изменилась, "власть озабочена" и подает признаки жизни. Только надолго ли? К сожалению, по мнению Березовского, "террористические акты в России не прекратятся. Рубикон они перешли, им нечего терять. А нам нечего противопоставить".
Но нужно попытаться договориться с хозяевами бандитов в арабских странах. Хотя, по мнению Березовского, это можно сделать во многом только так, как делали США в Ираке. А к этому мы пока не готовы.
Березовский назвал "очередной провокацией" публикацию в "Московском комсомольце" записи его переговоров с Мовлади Удуговым. Он заявил: "Такого разговора не было", что это "бесстыдная компиляция и вранье". Однако он отметил, что с руководством Чечни и окружением Удугова, Басаева и Яндарбиева контакты долго не прекращались.