ЧЕЧНЯ оказалась сегодня в глухой военной блокаде. Все железнодорожные и автомобильные магистрали, связывающие республику с остальным миром, находятся под жестким контролем российских войск. Через кизлярский и хасавюртовский пограничные посты вот уже две недели прекращено всякое движение. Отменен маршрут фирменного поезда Грозный-Москва. Полгода бездействует грозненский аэропорт. К чечено-российской границе по всему ее периметру подтянуты воинские контингенты. Все это напоминает канун войны 1994 г.
Президент Аслан Масхадов на встрече с журналистами заявил о том, что намерен не только продлить еще на месяц чрезвычайное положение, но и ввести режим военного положения и объявить всеобщую мобилизацию. Обращаясь к народу, он призвал жителей Чечни рыть окопы, строить блиндажи, быть готовыми ко всем превратностям судьбы. Меры эти продиктованы все усиливающейся агрессивностью России по отношению к Чечне, сказал он. Под надуманным, как заявил Масхадов, предлогом о скоплении большого количества боевиков у чечено-дагестанской границы российская авиация наносит массированные ракетно-бомбовые удары по приграничным чеченским селам. От них, по утверждению Масхадова, пострадало уже более 30 населенных пунктов, погибло около 300 мирных жителей. Президент считает, что Россия давно готовилась к акции устрашения чеченцев. Дагестанские события явились лишь предлогом для начала широкомасштабных военных действий.
10 сентября, согласно местным источникам, бомбардировке подверглись 9 сел Шелковского района. Станица Каргалинская была обстреляна из минометов и артиллерийских установок залпового огня. В станице Гребенской авиацией разрушено 10 домов, разворочено кладбище. В этих селах военные регулярно применяют метод так называемого беспокоящего огня, когда бомбы падают не на головы потенциальных жертв, а совсем близко от них для нагнетания страха. (Жительница станицы Шелковской Седа Батаева умерла от разрыва сердца во время бомбардировки окрестностей села по методу "беспокоящего огня"). В этом же селе авианалету подвергся радиолокационный комплекс, обеспечивающий безопасность полетов гражданской авиации. Он полностью разрушен. В Ножай-Юрте авиация обстреляла корпуса центральной районной больницы, где оказывалась медицинская помощь жертвам предыдущей бомбардировки. В Чечне многие полагают, что усилившиеся бомбардировки территории республики - ответ Кремля на террористические акты, прогремевшие в Москве.
На своей последней пресс-конференции для местных и иностранных журналистов в Грозном Шамиль Басаев напрочь отверг причастность чеченских моджахедов к взрывам в Москве. Он заявил, что никогда не опустится до уровня тех, кто срывает свое зло на мирных людях, как это делают российские военные летчики. Басаев подверг резкой критике Аслана Масхадова, не предпринимающего, по его мнению, никаких мер против налетов российской авиации на мирные чеченские села. Россия давно не выполняет Хасавюртовские соглашения, и они уже утратили свою силу, заявил Басаев. Но почему-то наш президент держится за них. Он также отметил, что у него и в мыслях не было войти в Новолакский район, и что "исключительная жестокость" российских солдат по отношению к мирным жителям даргинских сел Карамахи и Чабанмахи заставила его предпринять этот рейд. 9 сентября его бойцы полностью покинули территорию Новолакского района, заявил он. Но это не означает, что борьба за освобождение Дагестана будет прекращена. "Мы не отступим до тех пор, пока российские солдаты не уйдут оттуда".
Президент Масхадов серьезно озабочен тревожной ситуацией, сложившейся вокруг Чечни. Упорные рассуждения российских политологов очертить власть чеченского президента рамками его резиденции, похоже, для Масхадова невмоготу. В республике вновь исчезла с экранов телевизоров только что появившаяся заставка телерадиокомпании ОРТ. Президент гневно отвергает всех тех, кто пытается представить Чечню в роли агрессора и захватчика, а тем более террориста.