Одна из главных проблем всех войн - беженцы. Фото Артема Чернова (НГ-фото) |
Силовики подвергают массированным авиационным и артиллерийским обстрелам позиции боевиков. Наиболее интенсивно фронтовые штурмовые самолеты и вертолеты "утюжат" позиции боевиков в селах, прилегающих к автодороге, ведущей из Новолакского в Хасавюрт. На подступах к этой трассе сосредоточено примерно 500 боевиков, которым противодействуют около тысячи ополченцев и дагестанской милиции. Вчера после массированного обстрела с воздуха и земли была взята высота Экитебе, открывающая обзор этой стратегически важной дороги. Упреждающие авиаудары нанесены по крупным скоплениям боевиков на тех участках территории Чечни, откуда экстремисты намеревались прорваться и захватить город Кизляр.
Между тем сегодня начали говорить о фактах обстрела летчиками своих же позиций. Есть данные, что только во время ботлихских событий из-за несогласованности действий военных на земле и в воздухе были убиты четыре милиционера местного райотдела внутренних дел, три десантника, а также 25-летний ополченец Исмал Исмаилов из селения Гагатли, которого недавно представили к награде. Были ранены 24 человека. Корреспонденту "НГ" стало известно о ранениях и контузиях более чем 20 омоновцев в Кадарской зоне. Теперь защитники Новолакского района присматриваются к виражам "вертушки", ожидая возможных сюрпризов.
Сегодня очевидно, что война в Дагестане стала не только затяжной, но и вялотекущей. В Махачкале не исключают, что экстремисты делают упор на так называемый "эффект привыкания", когда война становится частью повседневной жизни. Общедагестанское движение по формированию отрядов ополчения, в которые записалось уже около 3 тысяч человек, заявляет о решимости людей "избавиться и от бандитов, и от духа войны". Люди все больше убеждаются, что с освобождением дагестанских сел война не прекратится и у Центра, не имеющего удовлетворительных вариантов решения вопроса статуса Чечни, появится возможность решить эту проблему силовым путем, но уже при поддержке дагестанского народа. Затягивание войны очевидно способствует такому развитию ситуации. Сейчас руководители местных штабов по освобождению захваченных сел открывают кассы для сборов средств на закупку оружия. Теряя надежду получить скорую помощь из Москвы, автоматы и гранаты приобретаются обходными путями через посредников в Чечне, где "калашник" подскочил в цене с 16 до 22-25 тыс. руб. Расклеиваются листовки с призывами вступать в ополчение, быть бдительными, решительно брать под общественную охрану улицы, дома и подъезды, чтобы лишить террористов шанса на осуществление преступных замыслов. В газетах помещаются краткие сводки военных, обращения авторитетных лиц, апелляции к истории, призывы к единению и борьбе. Заметное место занимают и некрологи погибшим в боях. Республиканское телевидение и радио ежедневно передают траурную музыку, но сам траур в республике, где только в результате одного теракта в Буйнакске погибли 64 человека, объявлен не будет. Объяснение такое: Дагестан воюет, защищается от агрессии террористов.