ВО ВЛАДИКАВКАЗЕ на этой неделе прошла первая пресс-конференция нового командующего 58-й армией, которая входит в состав Северо-Кавказского округа, генерал-майора Владимира Шаманова. О назначении на должность Владимир Шаманов узнал в Ботлихе, где и принял армию. Ему 42 года. Уроженец Барнаула. Окончил Ташкентское танковое училище, Военную академию Генштаба. Кандидат социологических наук.
- Как вы относитесь к заявлениям, что вторжение боевиков в Дагестан силовые структуры просто "проморгали"?
- Если имеется в виду строительство мощных фортификационных сооружений в центрах ваххабизма на территории Дагестана, которые мы теперь вынуждены штурмовать, то я на эту тему говорил еще в Ботлихе. Но только я не считаю, что кто-то это "проморгал". Строительство велось совершенно открыто, и об этом все знали. На меня кое-кто в Дагестане и в Москве обиделся. А один из крупных чиновников, дагестанец, даже сказал: "Подумаешь, обложились боевики за пятнадцать минут камешками, а с ними не могут справиться!" Я профессионал и знаю, какими камешками можно обложиться за пятнадцать минут, а какими за два года.
- Не является ли привлечение армии свидетельством полной неспособности внутренних войск МВД России справиться с ситуацией в Дагестане?
- Я как человек военный могу только сказать, что ряд задач внутренние войска не смогли решить. Но это относится не к профессиональным просчетам, а, на мой взгляд, к погрешностям координации совместных усилий. Уже в ближайшее время мы завершим операцию по освобождению поселков Чабанмахи и Карамахи. В то же время, если исходить из анализа радиоперехватов и данных агентурной разведки, ясно, что главная цель боевиков - Хасавюртовское направление. Именно там проживают компактно чеченцы-аккинцы, часть которых в той или иной мере связана с бандформированиями. То, что происходит сегодня в Новолакском районе, в определенной степени результат их подрывной деятельности.
- Оправдано ли с военной точки зрения создание ополчения в Дагестане?
- Пусть на меня в очередной раз обижается кто угодно, но я считаю - нет. В одном из населенных пунктов Ботлихского района проводилось спецмероприятие. В помощь армейцам были приданы 40 ополченцев. В течение получасового боестолкновения от них остались только трое. Вместе с тем я твердо убежден, что для охраны населенных пунктов ополченцев можно использовать, но в плановых боевых ситуациях - категорически нет! Вообще с раздачей оружия населению надо быть предельно осторожным. Непреложна одна истина - оружие раздать просто, но собрать его потом практически невозможно. Не хочу накликать еще одну беду, но то, что мы имеем в Карачаево-Черкесии, мы уже имеем.
- Как вы расцениваете перспективы развития ситуации в Дагестане?
- Своеобразие ситуации там заключается в почти единодушном неприятии его населением бандформирований. Они оскорблены вторжением с территории соседей, которых принимали в дни чеченских событий, как родных братьев. Абсолютно уверен в бесперспективности деятельности бандитов на дагестанском направлении. Они поставили себя вне закона. Дагестан твердо стоит на позициях федерализма. Раньше был такой неплохой лозунг "Народ и армия - едины". Я наблюдаю это единение в Дагестане. Когда началось формирование группировки для отправки в Дагестан, в 58-й армии придерживались двух принципов. Первый - добровольность. Второй - исключение тех, кто прослужил меньше года. Первогодки оскорбились и пришли лично ко мне: "Мы - солдаты?! Мы хотим защищать Россию!" Вы бы видели их лица. В конце концов я вынужден был с ними согласиться. Да, трое из этих ребят погибли. Я будто потерял своих детей. До конца своих дней буду от этого мучиться.
- Вы исключаете возможность попыток боевиков изменить направление своих вылазок?
- Нет. Поступает информация из разных источников, что предпринимаются усиленные попытки активизации определенных сил в Ингушетии. Пока принимаемые президентом Ингушетии меры не позволяют реализовать эти планы. Но многочисленными фактами запугивания населения мы располагаем. В связи с этим мы провели ряд специальных мероприятий, нарастили силы и средства предупреждения, укрепили узловые направления артиллерией и авиацией. В Моздок переброшена, в частности, наша армейская авиация. Я могу утверждать, что все возможные меры безопасности приняты. Кстати, недавно в некоторых российских СМИ прозвучало утверждение, что моздокская войсковая оперативная группировка готовится к переброске на территорию Чечни якобы с целью захвата ее северных территорий. Как человек, ответственный за этот регион, я заявляю, что, во-первых, мы не собираемся захватывать собственные территории, а во-вторых, никаких целей у нас в Чечне нет и быть не может.
- Вы можете подтвердить причастность чеченской армии к дагестанским событиям?
- Нет. Хотя в то же время могу сказать, что я не знаю такой армии. Я иногда, правда, слышу о каком-то бригадном генерале Басаеве. Но я не знаю, кто ему присвоил это звание. Странное от этого складывается впечатление. Как от какой-то игры. Хотя игры Басаев ведет далеко не детские.