ПО УТВЕРЖДЕНИЮ эстонского историка Магнуса Ильмьярва, который дал интервью газете "Ээсти пяэвалехт", руководители независимых Латвии, Литвы и Эстонии предвоенной поры постоянно получали деньги от СССР и информировали его посольства о положении дел в своих государствах. Магнус Ильмьярв в течение шести лет работал в архивах Москвы. Он нашел ряд документов, записок и докладов советских послов, из которых и сделал свои сенсационные выводы.
Как утверждает историк, руководитель Эстонского государства - государственный старейшина Константин Пятс находился в 1924-1934 годах в тесном контакте со структурами Советского Союза и получал четыре тысячи долларов в год. В связь с советским посольством Константин Пятс, который уже успел побывать и руководителем государства, и военным министром (в 1918-1919 годах), вступил, став предпринимателем и оказавшись в оппозиции. С 1925 по 1931 год Константин Пятс, по сведениям ученого, тесно общался с представителями посольства, сообщая им о тайных деталях эстонской политики. По мнению историка, он помог СССР воспрепятствовать созданию большого балтийского союза от Эстонии до Польши. К этому стремился тогдашний министр иностранных дел Эстонии Каарел Роберт Пуст, а Константин Пятс способствовал его отставке.
Свои четыре тысячи долларов от Советского Союза он стал получать в 1928 году. Тогда СССР задумал создать смешанное эстонско-советское акционерное общество по продаже нефтепродуктов и привлечь к его деятельности крупных эстонских предпринимателей, в том числе Пятса, являвшегося в тот момент председателем биржевого комитета Эстонии. Он стал юристом-консультантом этого предприятия, тогда-то ему и назначили "зарплату". И хотя через два года Москва отказалась от услуг эстонцев, "зарплату" Константину Пятсу почему-то продолжали выплачивать. Магнус Ильмьярв утверждает в интервью, что государственный старейшина получал деньги от СССР вплоть до 1934 года. Историк считает, что отношения Константина Пятса с СССР сыграли роль в осуществлении под его руководством государственного переворота 12 марта 1934 года, именуемого в советской историографии фашистским. По мнению ученого, переворот, после которого в Эстонии были запрещены политические партии, был согласован с советским посольством.
С 1938 года до 1940-го, когда страны Балтии, в том числе и Эстония, вступили в СССР или, как сейчас трактуется, были оккупированы или аннексированы, Константин Пятс являлся президентом республики. Однако потом его арестовали и вывезли с семьей в Россию. Умер он в 1956 году в советской психоневрологической больнице.
Компрометирующими сведениями Магнус Ильмьярв располагает и в отношении лидеров Латвии и Литвы. Так, Крестьянской партии Латвии, главой которой был президент Карл Улманис (двоюродный дядя недавнего президента Гунтиса Улманиса), советские структуры оказывали, по архивным сведениям, финансовую поддержку через некую фирму в Риге. На предприятиях, к которым имел отношение Карл Улманис, размещались выгодные заказы. В 1934 году Улманис тоже осуществил переворот, который также именуется в советских изданиях фашистским. И тоже до 1940 года был президентом. И тоже был репрессирован.
Потрясая исторические устои, Магнус Ильмьярв утверждает, что Советский Союз в 1924-1926 годах финансировал и националистическое движение в Литве, которым руководил будущий президент Антанас Сметона, кумир радикалов из движения "Саюдис" конца 1980-х годов. И вновь герой интервью в газете "Ээсти пяэвалехт" заявляет, что и в Литве с советским посольством был согласован государственный переворот 1926 года. Тоже, кстати, именуемый фашистским. По сведениям историка, тогдашний посол Советского Союза даже предлагал шантажировать Сметону, поскольку в СССР находились документы, свидетельствующие о получении последним денег. Единственное отличие в судьбе Антанаса Сметоны от его балтийских коллег - он понял, с кем имеет дело, и успел сбежать в Германию, откуда переехал в США.
Выводы из этих газетных откровений для балтийских националистов, вероятно, последуют весьма неприятные. Ведь возникает вопрос о возможности новой трактовки ввода войск СССР на территории балтийских республик. Под давлением Советского Союза? Наверное. Но не по доброму ли желанию руководителей балтийских государств?