Летучий голландец русской культуры Фото 1930 года |
ЯНТАРНАЯ комната - редчайший мировой шедевр изящного искусства, принадлежащий России, - самое крупное изделие из янтаря на свете. Ее поиск стал для страны культурной заботой национального масштаба, связавшей воедино и всю историю России, и всю историю ее богатых отношений с Германией.
Ресурсы российского Интернета полны жутких подробностей розыска сокровищ. Например, отсчет смерти смельчаков, решивших посвятить жизнь поиску желто-бурых мозаик в заветных 22 ящиках, вывезенных из Царского Села в 1944 году: один пропал без вести вместе со своей женой, другому срезало проволокой голову, третий умер в тюрьме перед допросом, четвертого отравили в архиве чашечкой кофе. Говорят даже, что Янтарная комната была заговорена руническими заклинаниями.
Нам трудно понять, что испытывают немцы, сталкиваясь с проблемой реституции. Точно так же, как трудно понять феномен фашизма и разницу между теми немцами и этими, говорящими о единении и совместном восстановлении утраченных ценностей. Достаточно задуматься над тем, что коллекция Царского Села обладает более чем 150 оригинальными предметами, которые были после войны возвращены во дворец - и часто детьми тех солдат рейха, которые завещали потомкам вернуть в Россию ими же награбленное...
Возможна ли точная "смета реституции", перечень взаимных претензий, учитывающий не только набор материальных предметов, но и целый комплекс проблем нравственного характера? Ответ на вопрос - в подробностях события, которое имело место в этот понедельник в Царском Селе.
Было подписано беспрецедентное соглашение между компанией "Рургаз", Министерством культуры России и музеем "Царское Село" о совместном восстановлении в полном объеме Янтарной комнаты к 2003 году, когда Санкт-Петербург будет праздновать 300-летний юбилей. Частная компания "Рургаз", занимающаяся 25 лет поставками газа из различных стран (около 35% приходится на Россию - это первое место по поставкам), согласно смете, подготовленной дирекцией Царского Села и реставрационными мастерскими, выделяет сумму в 3,5 млн. долл. и оставляет за собой право на слежение за ходом реставрации. Царское Село обеспечивает научно подтвержденный проект реставрации, поставки янтаря (большей частью из крупнейшего янтарного месторождения в Калининградской области; запасы также пополняются за счет янтаря, конфискованного таможней, - в общей сложности необходимо 5 тонн сырья) и первоклассных реставраторов.
Председатель правления "Рургаза" Фридрих Шпет подчеркнуто настаивал, что их инициатива - сугубо частное волеизъявление, не могущее повлиять на отношения между правительствами или стать в них залогом каких-либо будущих свершений. Очень хочется верить.
Министр отечественной культуры объявил о том, чего ожидали многие годы: подписание договора о восстановлении Янтарной комнаты - первая акция, вступающая в силу в соответствии с новым законом о меценатстве. Немецкие поставки (и денежные средства, и материалы для реставрации) будут получать значительные скидки на таможенные сборы и освобождаться от налогов.
Таким образом, договор представляет собой новейшую для России форму сотрудничества, лишь отдаленно напоминающую реституцию. Вмешательство государства минимально.
"Рургаз" верно выбрал объект для вложения своих спонсорских средств - восстановление Янтарной комнаты, думается, отчасти закроет проблему реституции. Россия получает точную копию шедевра, Германия компенсирует в глазах мирового сообщества свое прошлое.
Немецкая сторона, избегая изматывающих душу прихотливостей процесса реституции, предпочитает ни слова не говорить об обстоятельствах, при которых исчезла комната. Она, как любят говорить искусствоведы, "утрачена" - термин требует уточнений. "Рургаз" уводит вопрос о восстановлении Янтарной комнаты в область восстановления уникальных старинных тесных отношений между Германией и Россией, закрепленных даже в династийных узах, - шесть немецких принцесс в разное время породнились с семьей Романовых. Екатерининский вензель "Е", бывший символом монаршего дворца в Царском Селе, - это Единство и Einheit.
В этой истории есть, правда, одно сомнение, одно опасение - не служит ли сей трехсторонний договор официальным знаком прекращения поиска оригинальной Янтарной комнаты. Это положение было бы выгодно и немецкой стороне, получающей право не возвращать шедевр, будь он когда-либо найден, и российской стороне, находившейся недавно на грани отчаяния как в отношении розысков следов комнаты, так и в отношении возможности реставрации Янтарной комнаты своими силами, затянувшейся с середины 70-х.
В ответ на вопрос журналистов о том, достаточна ли выделенная "Рургазом" сумма, не отличающаяся "круглостью", на полное и качественное восстановление Янтарной комнаты к 300-летию Петербурга, Фридрих Шпет ссылается на смету, тщательно подготовленную дирекцией Царского Села. Ответ на тот же вопрос директора реставрационных мастерских Бориса Игдалова не был столь однозначным. В стране, где цена за 1 кг янтарного сырья возросла с 2 рублей 50 копеек советских времен до сегодняшних $250... Следует учитывать, что из килограмма сырья мастера после обработки оставляют лишь 150 граммов готового изделия.
Самое главное препятствие, которое должно быть преодолено российской стороной, - нехватка специалистов по обработке янтаря.Сегодня в мастерских Царского Села трудятся тридцать первоклассных мастеров, но для скорейшего восстановления комнаты по подробным фотографиям 1930-1940 годов, сделанным в Царском Селе и в Королевском дворце Кенигсберга на выставке, в условиях достаточного финансирования необходимо увеличить корпус мастеров утраченного ремесла. С другой стороны, все равно центром по обработке янтаря остаются нынешние мастерские Царского Села - здесь удалось сохранить все старинные технологии, в течение 15 лет было восстановлено около 40% убранства комнаты, полностью - цокольный пояс. Не восстановленными остаются самые сложные элементы комнаты - янтарные рамы с системой камей, барельефов, точечной резьбой и флорентийские мозаики.
Растянувшаяся в шестичасовой светский раут церемония подписания договора отличалась милыми сердцу мелочами. Договор был подписан коллекционными янтарными перьями, которые были переданы в подарок немецкой стороне. На столах для торжественного ужина в Екатерининском дворце были рассыпаны кусочки настоящего, еще необработанного, липкого янтаря. Янтарными были и громадный королевский торт, вывезенный толпой официантов под фейерверк в центр зала, и подставки под блюда.
Приглашения на церемонию повторяли уникальную цветную фотографию Янтарной комнаты 1930 года. Освещенная блеском свечей, отраженных в зеркалах, ослепленная всеми медовыми оттенками, Янтарная комната выглядит как фантом, голографический призрак, явившийся из прошлого.