ПЕРВОЕ в России торгово-телеграфное агентство было основано в начале века по инициативе министра финансов Сергея Витте. Одной из главных его задач было доведение до общественности "официальных сообщений". Роль СПТА в государственной жизни была так велика, что корреспондентам в особых случаях рекомендовалось пользоваться шифрованными телеграммами (ключ был обязательно известен цензуре). При советской власти официоза стало еще больше: зачастую для опубликования некоторых сведений приходилось собирать по два десятка виз различных министерств. А во время Великой Отечественной войны редакция занималась прямой дезинформацией, сообщая о разногласиях между гитлеровским руководством и генералитетом и распуская слухи об отставке Геринга, болезни Гитлера и планах переезда германского правительства.
Кроме всего прочего, в ТАСС примерно раз в неделю руководители ведущих СМИ приходят на обед с известными политиками. В понедельник генеральный директор агентстсва Виталий Игнатенко принимал Сергея Степашина Фото Александра Шалгина(НГ-фото) |
Определенные изменения в жизни ТАССа произошли только после перестройки. Агентство оставалось официальным, но монополия была разрушена, сократились дотации и корреспондентская сеть. Однако и сейчас представители ТАССа работают в 66 государствах мира. А главная забота нынешних руководителей агентства - ни в коем случае не допустить потери информационного первенства. И, судя по всему, пока это удается.
По словам заместителя генерального директора ИТАР-ТАСС Андрея Варламова, переход от монополии к положению "первого среди равных" совершился без особых потерь:
- Когда мы были единственными, то знали, что все наши сообщения газеты беспрекословно напечатают. Эта ситуация несколько развращала. Сейчас, наоборот, мы должны приложить максимум усилий, чтобы в СМИ прошли именно наши материалы. Соответственно люди стали лучше работать, информация стала более объективной и независимой. А в международной сфере мы до сих пор сохраняем 100-процентную монополию. ТАСС входит в первую пятерку (Рейтер, Ассошиэйтед Пресс, Франс Пресс и Синьхуа). Также мы держим первенство в спорте и фотографии.
- А на внутреннем рынке?
- Здесь, безусловно, конкуренция развивается: появились Интерфакс, РИА "Новости". У нас с ними нормальные, дружеские отношения, и мне во многом импонирует, как они работают. Но отмечу, что в обоих агентствах костяк составляют бывшие сотрудники ТАССа.
- Помимо появления конкурентов, что еще изменилось в вашей работе?
- Два главных изменения: в плане содержания информации и ее технического обрамления. Мы перестали быть "органом ЦК", печатать надиктовки партии. С середины 90-х годов перешли на круглосуточную работу и активно пользуемся Интернетом - с его помощью "тассовки" доходят до каждого, у кого есть компьютер и кто на нас подписался. Определенную информацию даем в свободном доступе. Скажем, по ситуации в Косово мы до сих пор держим бесплатный сайт - наживаться на войне могут только те, кто ее развязывает. Во время последнего югославского конфликта ТАСС принимал активное участие в информационной войне с натовцами, отстаивая интересы России. Мы сталкивались с попытками некоторых стран, входящих в НАТО, обрушить наш сайт, повесить на него какую-нибудь картинку. Но он до сих пор держится в пятерке лидеров по всем интернетовским счетчикам.
- Можно ли сказать, что политика - приоритетная область?
- В нашей стране, наверное, да. Но коллеги из западных агентств говорят: спорт и экономика - единственные темы, на которых они делают деньги. Это самая продаваемая информация. На политике никто из них капитала не нажил. Но в России же ситуация совершенно особая.
- А часто ли приходится в этой "особой ситуации" пользоваться "особыми" источниками информации?
- Эксклюзивную информацию доставать трудно. Но у ТАССа еще со старых времен сохранилось правило: сочетания вроде "надежный источник" или "компетентный" мы употребляем крайне редко, пытаемся хотя бы сообщить, из какой он сферы. И только в отношении тех людей, которым однозначно доверяем.
- Почему случается, что ТАСС выпускает какую-то информацию чуть позже других агентств?
- Это, как правило, связано именно с тем, что нам приходится убеждать "источники", чтобы они себя рассекретили. Мы объясняем им: ТАСС - это весомо и железно, мы не можем давать непроверенные, бездоказательные сообщения. А информацию "со ссылкой" мы могли бы выпускать отдельной лентой - "источники сообщают". Но мы стараемся играть по честным правилам.
- Каков механизм работы?
- Ну вы бы еще спросили, как плетется гигантская паутина. В принципе все довольно просто, только масштаб очень большой. Корреспондент получает информацию. В зависимости от того, насколько она срочная и интересная, он может позвонить на главный выпуск, и она поступит в ленту на момент завершения записи, может отправить по компьютеру. Или, накопив материал по определенной теме, сделать информационно-аналитическое сообщение. Активно внедряются новейшие системы связи - есть возможность установить контакт с корреспондентом в горячей точке при помощи спутникового телефона.
Помимо главной ленты, есть отдельные пакеты: Россия-Центр, Россия-Северо-Запад. Региональные центры существуют в Петербурге, Токио, Париже, Вашингтоне и Пекине. Это сложно организованная структура со своими регулируемыми потоками. Самые интересные сообщения стекаются в Москву.
- Сколько же человек работает в этой системе?
- Больше двух тысяч. За сутки мы распространяем по различным каналам несколько тысяч сообщений и около полусотни фотографий. Чтобы не было сбоя, техническая база должна быть хорошо отлажена. Компьютерами, спутниками, телефонией занимается главное техническое управление. Это отдельный аппарат с герметичными помещениями, электронными залами с чуть повышенным давлением (чтобы не было пыли). Там работают люди в белых халатах: они поддерживают кровеносную систему ТАСС и его электронное сердце в виде главного компьютера.
- Но ведь требуются огромные деньги, чтобы все это поддерживать в рабочем состоянии. Является ли работа ТАССа самоокупаемой?
- Мы организация все-таки бюджетная, хотя и не сидим мертвым грузом на шее государства: привлекаем много альтернативных источников, плюс подписка, фотография. В общем, вынуждены крутиться, как и вся страна. Хотя мне как руководителю было бы куда приятнее видеть, что люди получают большие, достойные гонорары. Счастье, что работают не ради этого. Есть старая шутка: как Николай II утвердил бюджет ТАССа, так он по сию пору и остался.