СЕГОДНЯ вечером Центральный Дом кинематографистов снова станет Домом "Ники". Снова, как и год назад, будет наложен категорический запрет на джинсы, снова в фойе Дома кино зашуршат вечерние туалеты, а в воздухе разольются тонкие ароматы нездешних парфюмов. Снова из левого угла сцены будет бомбардировать зал шутками Юлий Гусман (в одном отделении рядом с ним встанет Ирина Розанова, в другом - Любовь Полищук), с помощью лести и угроз претворяющий в жизнь почти ленинский лозунг: "Аплодировать, аплодировать и аплодировать!". Словом, все будет, как всегда. И тусующемуся бомонду - не только кинематографистам, но и бизнесменам, спортсменам, политикам, которые за честь почитают право "поприсутствовать", - будет казаться, что "Ника" была всегда. Что она чуть ли не ровесница "Оскара".
Между тем нынешняя "Ника" будет всего лишь двенадцатой. Начиналась она в 87-м году на голом энтузиазме, и энтузиастический дух сохранился у ее устроителей до сих пор. В этом году "души прекрасные порывы" особо пригодились тем, кто в течение трех последних месяцев готовил очередную церемонию "Ники". Дело в том, что "Ника" в этот раз (после 17 августа) осталась без генерального спонсора и почти без денег. Гусман говорит, что организаторы церемонии "Ники" этого года уже привычно называют ее между собой "кинематографическим субботником". От ответа на вопрос о бюджете "Ники" Юлий Соломонович мягко уклонился - невозможно, мол, подсчитать все "непрямые расходы" спонсоров. Но вот, например, декорация, которую в этом году, как и в прошлом, оформлял известный шоу-художник Борис Краснов, обошлась, как считает Гусман, "совсем недорого" - в 15 тыс. долл. Деньги на декорации (в них, по словам Гусмана, объединятся "песок и золото": золотые храмы богини победы и одновременно богини кино Ники, а рядом - часы со струящимся песком) потратило ОРТ. Общественное российское телевидение в этом году, кстати, впервые организует прямую трансляцию церемонии "Ники" (не совсем, правда, прямую, а в так называемом "хоккейном варианте" - с задержкой около четырех часов), и организаторы чуть побаиваются этого эксперимента - все оговорки, все накладки попадут на телеэкраны, а прибегать к ножницам будут только в самом крайнем случае: если, как говорит Гусман, кто-нибудь выскочит на сцену и выкрикнет: "Долой советскую власть! Да здравствует Гитлер!"
Как известно, "Ника", в отличие от чопорного дяди "Оскара", на редкость смешлива. Еще на самой первой церемонии организаторы поняли, что по части роскоши и респектабельности с "Оскаром" им не тягаться, и потому был сделан упор на "сатиру и юмор". Гусман обижается: "Критики упрекают меня в верности кавээновскому духу, а на самом деле это трезвый расчет". Не станет исключением и сегодняшняя церемония. Из "серьезных" музыкальных номеров будет Александр Градский, и, пожалуй, все. Но в основном организаторы отдавали предпочтение смешному и забавному. Среди козырей, которые, в частности, готовит к сегодняшнему вечеру Гусман, есть, например, некий певец-киприот, который развлечет и, возможно, рассмешит публику исполнением на русском языке попурри из песен к кинофильмам.
Но "Ника" - это не только яркое шоу, это все-таки прежде всего кино. Сегодняшняя "Ника" дает немалый простор для разного рода предположений - в первую очередь потому, что явного фаворита, каким был в прошлом году "Вор", на сей раз нет. Есть, конечно, лидеры. Например, "Страна глухих" Валерия Тодоровского выдвинута по пяти номинациям - лучший фильм, лучшая режиссерская работа, лучшая музыка, женская роль, роль второго плана. "Тоталитарный роман" Вячеслава Сорокина - по четырем (лучший фильм, лучший сценарий, лучшая женская роль, лучшая роль второго плана), не отстает "День полнолуния" Карена Шахназарова, и ноздря в ноздрю идет "Про уродов и людей" Алексея Балабанова. Осмелимся предположить, что киноакадемики не готовы проголосовать за "Уродов и людей" - стильно снятый, но патологический по сути фильм. Вряд ли большое количество голосов соберет Карен Шахназаров - его работа, не имеющая ни главных героев, ни единого сюжета и представляющая собой чередующиеся картинки бытия, может лишь позабавить зрителя-эстета. Несомненно, заслуживающий самых теплых слов "Тоталитарный роман" имеет все, что могло бы обеспечить ему победу лет десять-двенадцать назад, в разгар перестройки. Но - запоздал. К тому же в отличие от остальных претендентов в нем начисто отсутствует стиль как таковой. Похоже, что предпочтение будет отдано "Стране глухих", в которой есть все - экзотика и традиции, выпуклость характеров и хорошая музыка, яркие актерские работы и вполне добротная (хоть и не выдающаяся) режиссерская. Впрочем - это пока только предположения. Дождемся вечера.