Председатель комитета Госдумы РФ по энергетике Николай Шульгинов наметил планы развития отрасли. Фото РИА Новости
В январском номере«НГ-энергии» был опубликован расширенный вариант отчета комитета по энергетике Госдумы РФ за истекший 2024 год. Материал был построен на анализе основных проблем, связанных прежде всего с вопросом теплоснабжения и ролью теплоснабжающих организаций, которыми парламентский комитет занимался в истекшем году. Поскольку все вопросы, по сути дела, уже были освещены в печати, желание Николая Шульгинова еще раз рассказать о прошлом годе можно объяснить только тем, что главой комитета по энергетике он стал недавно, и еще в конце прошлого года на площадке мультимедийного центра должен был выступить его предшественник Павел Завальный, занявший пост его заместителя. Николай Шульгинов, в прошлом министр энергетики РФ, решил заострить внимание общественности на актуальных проблемах российской энергетики и провел пресс-конференцию в мультимедийном центре РИА Новости. Речь шла о важнейших законопроектах 2024 года, направленных на повышение надежности тепло- и электроснабжения.
На пресс-конференции была сделана попытка осветить многие актуальные проблемы. Позволит ли строительство при планировании ввода новых мощностей избежать дефицита электроэнергии в Сибири, на Дальнем Востоке, на Юге страны? Какие меры принимаются для борьбы с небытовым энергопотреблением? Какое влияние на отрасль оказывает майнинг? Будут ли приняты меры для усиления антитеррористический защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (ТЭК)? Как реализуется масштабная президентская программа социальной газификации? Каковы предложения комитета по дальнейшему совершенствованию законодательства в области ТЭК? Поговорили о перспективах импортозамещения в энергомашиностроении и о проекте Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2042 года.
Пресс-конференция свелась в основном к подведению итогов работы комитета по энергетике Госдумы в осеннюю сессию и планам работы в 2025 году. Однако наряду с проблемами теплоснабжения, которые освещались в предыдущем номере «НГ-энергии», заслуживает внимания позиция Шульгинова по перспективам развития энергетики России на период до 2043–2050 годов и по майнингу. Разъяснения, которые дал председатель комитета о деятельности так называемых территориальных сетевых организаций (ТСО) и их реформе (процесс, который продолжится и в текущем году) представляет интерес, поскольку речь пойдет о резком снижении количества ТСО с нынешних в среднем пятисот до нескольких на регион. Еще пару лет тому назад их, по оценке Шульгинова, насчитывалось до нескольких тысяч.
Перспективы и проблемы
Собственно говоря, с ТСО и началась пресс-конференция. Шульгинов отметил, что проблема ТСО и закон о ТСО проходили бурное обсуждение в Думе. С его точки зрения, речь шла не о борьбе с независимыми сетевыми компаниями, а с хаосом в их работе, в том числе в вопросах ценообразования, и требовалось упорядочивание их работы. В доказательство своих слов он привел пример аварии в Приморском крае в 2020 году (из-за ледяного дождя), когда более 30 частных сетевых и независимых компаний оказались не в состоянии ликвидировать аварию и с ней справились только государственные компании, которые располагали специалистами, необходимым оборудованием и технологиями. Из опыта ликвидации этой масштабной аварии Шульгинов сделал вывод о неэффективности частных ТСО. Он полагает, что сокращение числа ТСО позволит проводить единую технологическую политику и упорядочить тарифы на отпускаемое населению и организациям тепло. По итогам завершающейся зимы, как считает Шульгинов, станет более ясно, в каком направлении должен пойти процесс оптимизации работы подобных организаций. Но Шульгинов однозначно выступил против существующей точки зрения среди ряда энергетиков и руководителей регионов, что количество независимых сетевых компаний свидетельствует об уровне свободы рынка и даже о наличии рыночных отношений в сфере теплоснабжения.
В рамках пресс-конференции выяснилось, что Перспектива развития энергетики до 2050 года, которая уже давно обсуждается на всех уровнях законодательной и исполнительной власти и в научных кругах, связана с Генеральной схемой и со стратегией развития. Генеральная схема рассчитана до 2042 года, а Перспектива развития энергетики до 2050 года. Шульгинов признал наличие определенного дисбаланса при подготовке этих основополагающих документов. Ведь логичнее было бы сначала подготовить Перспективу, и уже на ее основе конкретизирующую ее Генеральную схему. Теперь, считает Шульгинов, оба вопроса придется увязывать.
Напомним читателям, что, как заявил Шульгинов, документ о Перспективе развития энергетики до 2050 года рассматривается в федеральных органах исполнительной власти с сентября прошлого года. Кроме того, документ синхронизируется с Генеральной схемой по развитию электроэнергетики, чтобы не возникло противоречий.
Сам Шульгинов считает позитивным появление схемы, в основе которой будут находиться атомные и тепловые станции. Но, как он подчеркнул, проблема состоит в том, что в стране нет такого специализированного проекта под названием «энергетика». Имеются разные проекты, В которых энергетика (и генерация, и сети) содержится как составная часть, но это не носит конкретного характера, а следовательно, плохо увязывается с инвестициями. Предложенный в проекте Генеральной схемы баланс генерации, по словам Шульгинова, очень хорош. И если сейчас в России генерация на газе дает 46% объема производства электроэнергии, то в перспективе будет к 2042 году 44%. Доля ГЭС упадет с 17% до 15%, но возрастет доля АЭС с нынешних 12% до 24%. А альтернативные источники достигнут 3%. Таким образом, к 2042 году нужно будет построить 88 объектов новой генерации. Встает вопрос финансирования, поскольку, как заметил ведущий пресс-конференции, сама отрасль способна профинансировать менее 2,5% всего требуемого объема. Как считает Шульгинов, переложить решение проблемы финансирования строительства объектов генерации на федеральный бюджет не удастся.
Он рассмотрел различные аспекты отдельных видов генерации. В рамках подготовки новой энергетической стратегии до 2050 года предполагается, что инвестиции в добычу нефти в России вырастут к 2050 году в 1,8 раза относительно уровня 2023 года и достигнут 4,5 трлн руб.
Речь идет о том, чтобы увеличить также долю угольной генерации в энергобалансе страны до 15% с нынешних 13%. Собственно говоря, она всегда в последние годы колебалась в России в пределах 15–17%. Бывший губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев, занимающий сейчас должность министра энергетики, подчеркивал, что в последние годы на мировую угольную отрасль оказывалось «очень большое давление», так как это ископаемый энергоноситель с наиболее значительными выбросами двуокиси углерода. При этом, как сообщается в документе, ранее один из рассматриваемых сценариев развития энергетики предполагал снижение доли угля в генерации до 9,8% к 2035 году и до 4,9% к 2050 году.
С точки зрения Шульгинова, заложенные в проектах виды генерации оптимальны. Но если исходить из пресс-конференции, то создается впечатление, что он предлагает опираться на традиционную генерацию.
Сам Шульгинов на пресс-конференции о структуре генерации практически не говорил, отметив лишь, что ее основу составляют АЭС и ГРЭС. Как известно, ГРЭС могут работать на различных видах ископаемых энергоносителей, в том числе и угле. Но он затронул и проблему строительства гидроэлектростанций (ГЭС), в частности, указал на имеющиеся правительственное решение об увеличении гидрогенерации на 8 ГВт. По его словам, выбор площадки для строительства ГЭС сталкивается с рядом проблем, связанных с созданием объектов водного хозяйства (водохранилища и затопления территорий). А это регулируется уже водным комплексом и связано с федеральным бюджетом.
Поэтому пока решений не принято. Это относится к ведению ведомств, отвечающих за водохозяйственные проблемы, и в них решение затягивается. Проблема осложняется и тем, что, например, создание водохранилищ приходится согласовывать и с рядом других экологических ведомств. А как известно, затопления территорий под водохранилища серьезно нарушают экобаланс. Поэтому ГЭС не строятся.
В результате Шульгинов считает, что по такой генерации Россия отстает от всех стран мира. В России на ГЭС приходится 53 ГВт установленной мощности. В Японии – 50, в Китае – 68, а в США – 100 ГВт. Как отметил Шульгинов: где Япония и где Россия? Замечание справедливое, поскольку Япония не располагает такими реками, как Россия, но производит почти такой же объем электроэнергии на своих гидроэлектростанциях. Правда почти половина мощностей японских гидроэлектростанций – это гидроаккумулирующие станции. Традиционные ГЭС представлены малыми и средними станциями, которые не требуют создания объемных водохранилищ. «НГ-энергия» в свое время обращала внимание на возможности развития малых ГЭС на Кавказе, который считается энергодефицитным регионом. Но, судя по всему, проблема остается нерешенной.
Как выяснилось в ходе вопросов журналистов, проблема согласования развития генерирующих объектов касается не только гидроэнергетики. Надо отметить, что в ходе пресс-конференции создавалось впечатление, что и докладчики, и журналисты уходили в частности, которые, однако, высвечивали наличие узких мест в решении общей проблемы – взаимосвязи энергетики с другими отраслями экономики. Например, была поднята тема электрификации строящихся железных дорог в направлении Европа – Дальний Восток, важнейшая с учетом переориентации грузов с ЕС на Китай и страны Тихоокеанского бассейна. Однако, как осуществляется координация потребностей железнодорожного транспорта в электросетях и генерирующих мощностях, из выступлений и ответов понять было сложно. Один из участников дискуссии даже напомнил о советской практике, когда существовали министерства союзного значения, которые координировали деятельность ряда отраслей народного хозяйства. Речь шла о Министерстве общего машиностроения. Конечно, проектирование строительства объектов ТЭК требует учета долгосрочных народно-хозяйственных планов. И подобную координацию в советское время, в сущности, осуществлял Госплан. В дальнейшем будет показано, что вызовы, с которыми сталкивается экономика страны, требует выделения энергетики в особый пласт экономического планирования.
![]() |
Майнинг требует дорогостоящего оборудования и большого объема электроэнергии. Фото Reuters |
Шульгинов считает, что общего дефицита электроэнергии в стране нет, но имеются локальные дефициты. К сожалению, ни докладчиком, ни журналистами не был затронут вопрос размеров дефицита электроэнергии, вызванного развитием искусственного интеллекта. О чем говорит на этот счет статистика? Так, создание запроса в чат с использованием искусственного интеллекта потребует в 10 раз больше электроэнергии, чем при стандартном поиске. В своем январском отчете 2025 года Международное энергетическое агентство отметило, что уже имеющиеся центры обработки данных с искусственным интеллектом потребляют в год 460 ТВт-ч электроэнергии. Это чуть меньше 2% мирового спроса. Видимо, в российских прогнозах подобные показатели еще не нашли своего отражения.
Планируемая американским президентом Дональдом Трампом кампания по развитию искусственного интеллекта будет комплексно решать и вопросы энергообеспечения проекта. И вряд ли это ограничится приобретением энергии со стороны, скорее всего американцам придется создавать электростанции специально для обеспечения этого проекта. Проблему пыталась решать еще администрация бывшего президента США Джо Байдена. Она разрабатывала план строительства крупных ИИ ЦОД и электростанций на федеральных землях. Причина таких решительных мер – вероятность отстать от других стран в гонке за доминирование в сфере ИИ, сообщает Datacenter Knowledge.
Предполагается, что кампания ослабит экологические ограничения для отдельных участков федеральных земель – они еще не определены. По данным источников, в первую очередь речь идет о возможности строительства ЦОД нового поколения емкостью не менее 1 ГВт. Вероятно, на тех же участках построят и специальные электростанции. Такие меры, похоже, приходится принимать для решения проблем в цепочках поставок и с дефицитом энергии, грозящим ограничить рост ИИ. Новый план даст возможность компаниям вроде OpenAI, Microsoft и Google строить новые электростанции, не зависимые от региональных электросетей, уже неспособных справиться с огромным спросом.
Представители властей предупреждают, что индустрия ИИ в США может отстать от конкурентов, в первую очередь Китая, способных стремительно построить новую энергетическую инфраструктуру для роста ЦОД. Пока чиновники беспокоятся о первенстве в сфере ИИ, коалиция крупных экогрупп агрессивно выступает против использования в данном контексте федеральных земель – из-за угрозы климату и окружающей среде в целом. Им вторят некоторые сенаторы и исследователи.
Указ, принятый Байденом буквально в последние дни своего пребывания в Белом доме – 20 января, был призван способствовать развитию и более ранних проектов властей. Например, закон «О чипах» от 2022 года представляет собой одну из крупнейших программ развития промышленности в истории США с многомиллиардными инвестициями со стороны государства, строительством заводов по выпуску полупроводников на территории страны и др. В 2024 году были подписаны законы, смягчающие экологические ограничения при производстве чипов и смежных компонентов.
Потребляемая американскими ЦОД мощность выросла на 50% с прошлого года, ожидается, что к концу следующего она вырастет еще на столько же. К 2030 году ЦОД будут потреблять до 17% всей электроэнергии США, в четыре с лишним раза больше, чем сегодня. Хотя ученые США считают, что у страны большая фора в гонке ИИ, сохранение лидерства требует огромных ресурсов, и нужно быстро удовлетворить потребности ЦОД в энергии. Сейчас в Соединенных Штатах более 3 тыс. ЦОД, поддержку окажут в первую очередь гиперскейлерам.
Изначально в рамках указа рассматривалось даже применение закона «Об оборонном производстве», дававшего чрезвычайные полномочия федеральным властям для укрепления промышленности и цепочек поставок, но пока эту идею отложили. Тем временем техногиганты давно требуют федеральной поддержки. Глава OpenAI Сэм Альтман недавно продвигал идеи создания сети гигаваттных ЦОД с господдержкой. В OpenAI заявляли, что, США хотя и являются лидером в ИИ-индустрии, Китай развивается все быстрее, наращивая производство чипов и энергии. В США же с поставками энергии большие проблемы. Некоторые эксперты опасаются, что при Трампе вместо производства «чистой» энергии для ЦОД могут сместить акцент на генерацию больших объемов на ископаемом топливе.
Майнинг
К проблеме искусственного интеллекта с точки зрения увеличения объемов электропотребления тесно примыкает проблема майнинга, или добычи криптовалюты. «НГ-энергия» подробно освещала эту проблему в ноябрьском, декабрьском и январском номерах. В 2024 году в России был принят закон о майнинге, было принято правительственное постановление, определены конкретные регионы, где майнинг в период пиковых нагрузок запрещен, но, по мнению Шульгинова, это проблему последствия майнинга с точки зрения возникновения дефицита мощностей и нехватки электроэнергии не решает. Дополнительные проблемы майнинг создает за счет перегрузки сети, что ведет к массовому отключению потребителей. Он рассказал о случаях использования для майнинга мобильных установок, незаконно подключенных к сетям. Известно, что майнинг запрещен в 9 регионах, в том числе на Северном Кавказе, где тарифы на электроэнергию ниже, чем в среднем по стране. Но этот процесс администрировать невозможно. Мы не можем определить, в какие часы происходит майнинг, как выявлять оборудование для майнинга, даже различить работу искусственного интеллекта и майнинга невозможно. Мы занимаем второе место в мире по майнингу, а налоговая нагрузка на майнеров минимальная из-за несовершенства сферы учета.
Шульгинов привел негативный, с его точки зрения, пример майнинга в Хакасии. Там существует дефицит и генерирующей мощности, и сетевой мощности, что ограничивает подключение потребителей, но майнинг разрешен. В первом квартале текущего года вопрос запрета майнинга в Хакасии будет рассмотрен, по словам Шульгинова, в правительстве.
Импортозамещение
Вопрос строительства новых объектов ТЭК связан с поиском не только инвестиций, но и оборудования. Шульгинов признал наличие отставания – ведь 60% оборудования для наших объектов ТЭК приходится покупать за рубежом. В условиях санкций это становится все сложнее. Как отметил Шульгинов, главным поставщиком энергетического оборудования на сегодня является для российского рынка Китай. Он признал наличие дефицита по оборудованию для электрических сетей различной мощности и для трансформаторов. Насколько это может замедлить реализацию намеченных планов, он не стал уточнять.
Можно отметить, что перед комитетом по энергетике Госдумы в текущем году стоят больше задачи, и депутатам предстоит значительный объем законодательной работы. В том числе анализ действий принятых законов в 2024 году в части теплоснабжения. Продолжится работа по сокращению числа ТСО через ужесточение требований к их деятельности. Закон о теплоснабжении, принятый в прошлом году и вступающий в действие в марте этого года, будет, видимо, дополнен административными рычагами за неисполнение так называемых паспортов готовности систем теплоснабжения. Депутатам предстоит поиск инвестиционных резервов для создания объектов ТЭК. Это включает решение проблемы, которая тянется еще с советских времен. Речь идет, в частности, о перекрестке.