0
1489
Газета НГ-Энергия Печатная версия

10.02.2025 17:59:00

Позиция Украины стала причиной энергокризисов и конфликтов

Вопрос о поставках российского газа затянул тугой узел геополитических проблем

Сергей Жильцов

Об авторе: Сергей Сергеевич Жильцов – доктор политических наук, заведующий кафедрой политологии и политической философии Дипломатической академии МИД России.

Тэги: газпром, нафтогаз, газовый транзит, украина, энергокризис, ес, конфликты


газпром, нафтогаз, газовый транзит, украина, энергокризис, ес, конфликты Киев прекратил транзит газа в ЕС с января текущего года. Фото Reuters

К 1 января 2025 года завершился контракт, заключенный в 2019 году между российской компанией «Газпром» и украинской компанией «Нафтогаз» о транзите газа по территории Украины. В соответствии с документом газ поступал в Словакию, Молдавию, Венгрию, Австрию и Италию. Официальный Киев отказался продлевать контракт и таким образом прекратил транзит российских углеводородов через территорию страны. В последние годы объем транзита составлял порядка 14–15 млрд куб. м.

Решение украинских властей стало продолжением долгосрочной политики ЕС, направленной на реализацию антироссийского курса. Используя Киев в своих интересах, Брюссель решил оказать давление на европейские страны, которые не согласны с политикой ЕС в отношении России. В итоге отказ Киева от транзита российского газа привел к энергетическому и гуманитарному кризису в Приднестровье, обострил ситуацию в энергетической сфере в Молдавии и усилил раскол внутри ЕС.

Задолго до 1 января 2025 года, когда истекал срок действия контракта на транзит российского газа, украинская сторона заявляла, что не намерена продлевать документ с компанией «Газпром». Решение Киева прекратить транзит российского газа было закономерным и в значительной степени ожидаемым шагом. Глава Украины Владимир Зеленский последовательно проводил курс на обострение отношений с Россией, демонстрируя при каждом удобном случае свою приверженность поддержке политики Брюсселя, который реализовывал антироссийский курс. Помимо этого, Зеленский должен был учитывать расстановку сил внутри страны. Контроль над парламентом и в целом над политической ситуацией поддерживается за счет использования репрессивного аппарата и подавления оппозиции. Зеленскому было важно показать готовность следовать антироссийскому курсу не только своим сторонникам, но и оппонентам.

В решении украинской стороны присутствует энергетическая составляющая. Украина поддерживает политику США, которая направлена на дальнейшее вытеснение российских углеводородных ресурсов с европейского газового рынка. В 2024 году доля американского сжиженного природного газа (СПГ) на европейском газовом рынке составила 45%. Притом что российский газ, несмотря на усилия Брюсселя, Киева и США, по-прежнему поступает в Европу. В прошлом году поставки СПГ из России в Европу достигли 15,5 млн т, в то время как в 2020 году они составили 10 млн т. Рост закупок СПГ был обусловлен тем, что европейские страны были вынуждены замещать выпадающие объемы трубопроводного газа. В итоге, несмотря на санкции, Россия расширила поставки СПГ, обеспечивая сохраняющиеся потребности европейских стран в газе.

Какое-то время Украина была готова продлить договор при условии, что контракты на российско-украинской границе заключали бы компании третьих стран. В их числе указывались венгерские, турецкие, словацкие компании. В этом случае права собственности были бы переданы им, и они прокачивали бы по украинской территории уже не российские углеводороды. Однако затем Киев отказался от данного варианта.

С транзитом российского газа через украинскую территорию был связан вопрос обеспечения энергетической безопасности самой Украины. Как отмечал российский президент Владимир Путин, транзит приносил в бюджет Украины порядка 700–800 млн долл. Однако этот довод не принимался украинской стороной в расчет, поскольку бюджет Украины в последние годы в значительной мере формируется за счет поддержки со стороны Запада. Кроме того, Украина получала газ в рамках виртуального реверса из ЕС. Схема предполагала, что часть российского газа, поставляемого в Европу, оставалась в хранилищах страны-транзитера и потом передавалась Украине. В 2023 году Киев получил по такому варианту 4,3 млрд куб. м газа. Прекращение транзита сделало невозможным организацию данных поставок.

Таким образом, подход Украины к вопросу транзита газа определялся прежде всего политическими факторами. При этом Зеленский проигнорировал как потребности украинской экономики, так и энергетические интересы Молдавии и европейских государств.

Позиция Молдавии

Первоначально Молдавия не исключала ведение переговоров с Киевом о сохранении поставок российского газа. Затем Кишинев изменил свою позицию, поддержав антироссийский политику Брюсселя. В то же время Молдавия пыталась договориться с компанией «Газпром», призвав не прекращать поставки газа даже при наличии задолженности в более чем 700 млн долл. Российская сторона выразила готовность продолжить прокачку, несмотря на долги, но призвала Кишинев решать вопрос поставок с Киевом, который, в свою очередь, занял жесткую позицию, отказываясь продлевать контракт о транзите. В результате Молдавия, поддержав киевский режим, в начале года сама столкнулась с дефицитом газа. Притом что в последние месяцы прошлого года Молдавия уже испытывала определенные проблемы. Так, в декабре тарифы на газ в Молдавии выросли более чем на 30%, и власти были не готовы компенсировать их населению. Тем не менее, несмотря на надвигающиеся проблемы в энергетике, по сути, молдавские власти самоустранились от решения вопросов с энергообеспечением страны, сосредоточив внимание на расширении политических контактов с Киевом.

После прекращения транзита российского газа через Украину и обострения ситуации в энергетике Молдавия стала обсуждать вариант получения газа через трубопровод «Балканский поток», который является ответвлением от газопровода «Турецкий поток». В этом случае часть газа могла бы доходить до Приднестровья, которое, в свою очередь, вырабатывало бы электроэнергию для Молдавии. Однако реализации данного сценария вновь мешает «украинский фактор». Несколько десятков километров трубопровод между Румынией и Молдавией проходит по украинской территории. В случае неизменности украинской позиции поставки газа снова могут быть заблокированы. Выходом из ситуации может стать использование европейских компаний, которые выкупят газ в Турции, и он перестанет быть российским.

В результате Молдавия была вынуждена сама решать вопросы энергетической безопасности и искать альтернативные источники получения газа. В частности, молдавские власти рассчитывали на средства ЕС закупить турбины, которые позволят вырабатывать электроэнергию в условиях энергетического кризиса.

Политические углеводороды для Приднестровья

В наиболее сложной ситуации оказалось Приднестровье, которое стало заложником политики Киева, Кишинева и Запада. Молдавские власти не стали договариваться с Украиной о поставках газа, что в итоге спровоцировало энергетический кризис в Приднестровье. Еще до прекращения транзита Приднестровье попыталось подготовиться к развитию негативного сценария. С 11 декабря там был введен режим чрезвычайного экономического положения сроком на 30 дней. Документ предполагал экономию газа, создание госрезерва энергоресурсов и запрет на их экспорт. Продажа электроэнергии на внешний рынок могла возобновиться в случае поставок газа. Однако предпринимаемые шаги не предотвратили обострения ситуации в энергетике и в целом в экономике.

Особенность отношений Кишинева и Тирасполя заключалась в том, что получаемый от «Газпрома» газ Молдавия направляла в Приднестровье – на предприятие ИнтерРАО «МолдГРЭС». Там вырабатывалась электроэнергия, которая покрывала до 80% потребностей Молдавии. Ее цена была почти в три раза дешевле, чем предлагала Румыния. В результате при политическом давлении на Тирасполь Кишинев все же учитывал тот факт, что Приднестровье поставляет электроэнергию. При этом была зависимость от поставок российского газа, который шел через территорию Украины. В 2024 году Кишинев сознательно проигнорировал специфику взаимоотношений Молдавии и Приднестровья и пошел на слом сложившего механизма сотрудничества в сфере энергетики. Расчет был сделан на то, чтобы через «газовый вентиль» оказать на Тирасполь экономическое и политическое давление, спровоцировать социальное недовольство и рост безработицы.

После прекращения транзита газа через Украину в Приднестровье начался энергетический кризис. Молдавскую ГРЭС перевели на уголь, но мощностей стало не хватать как для Молдавии, так и для Приднестровья. В результате в Приднестровье газ стал подаваться только в многоэтажные дома для приготовления пищи на краткий период времени. Были остановлены почти все промышленные предприятия. В свою очередь, Молдавия была вынуждена закупать электричество по высоким ценам в Румынии. В результате к концу января энергетический кризис в Приднестровье обострился. Запасы угля, необходимые для работы ГРЭС, могли покрыть потребности лишь до начала февраля 2025 года.

О желании решить энергетические проблемы Приднестровья заявила Украина. По-прежнему не соглашаясь возобновить транзит газа через свою территорию, Киев предложил закупать украинский уголь. Однако сырье, предлагаемое Украиной для Молдавской ГРЭС, не подходит по качеству. Для ГРЭС нужен не газовый уголь, а антрацит, который украинская сторона не предлагала.

По мере обострения ситуации в Приднестровье стала меняться позиция молдавских властей, которые фактически шантажировали Тирасполь. Кишинев стал выдвигать различные экономические, а затем и политические условия. На Всемирном экономическом форуме в Давосе премьер-министр Молдавии Дорин Речан заявил, что международное сообщество готово предложить газ, чтобы положить конец энергетическому кризису в Приднестровье, но долгосрочное решение зависит от «вывода российских войск из сепаратистского региона, близкого Москве».

Интересы Европы

Позиция Киева в вопросах транзита российского газа продемонстрировала уязвимость стран юго-восточной Европы в энергетической сфере и одновременно избирательный подход Брюсселя. Исходя из политических соображений лидеры ЕС проигнорировали интересы тех европейских государств, которые получали российский газ. Аналогичную позицию занял и Киев по отношению к Венгрии и Словакии, хотя эти же страны поставляют электроэнергию Украине. Украинская сторона не стала менять свои позиции, несмотря на то что Братислава не имеет альтернативных источников получения газа, а поставки из других европейских стран повысят его стоимость для потребителей. Например, было подсчитано, что поставки газа через Азербайджан увеличат затраты Словакии на 140 млн долл.

Еще до прекращения транзита российского газа европейские компании пытались оказать давление на Киев, рассчитывая заручиться поддержкой Брюсселя. Так ряд крупных энергетических компаний юго-восточной Европы обратились к председателю Еврокомиссии Урсуле фон дер Ляйен с просьбой продлить транзитное соглашение по транспортировке российского газа через Украину. Свое обращение они аргументировали тем, что прекращение транзита приведет к повышению цен на газ для европейских потребителей. Однако это обращение осталось без внимания, хотя потери стран ЕС от прекращения поставок российского газа на 2025–2026 годы оценивали в 120 млрд евро.

По мере того как приближался срок завершения контракта на транзит российских углеводородных ресурсов, Словакия и Украина попытались урегулировать данный вопрос. Украинская сторона предлагала Братиславе 500 млн долл. из замороженных российских активов. Эти средства, как считали в Киеве, должны были пойти на компенсацию потерь, которые могла понести словацкая сторона от прекращения транзита российского газа. В ответ от Братиславы Украина хотела получить поддержку на членство в НАТО. Словацкая сторона не согласилась поддерживать как евроатлантические устремления Киева, так и получать средства из замороженных российских активов. В итоге Украина не изменила своей позиции.

Для Венгрии ситуация с поставками российского газа выглядит благоприятнее, поскольку в соответствии с долгосрочными контрактами в 2024 году она получала основные объемы российского газа через «Турецкий поток» и его ответвлениям через Болгарию и Сербию. В 2023 году по этому маршруту в Венгрию было поставлено 5,6 млрд куб. м газа, в 2024 году – 7,6 млрд куб. м. Через Украину для этой страны поставлялся лишь 1 млрд куб. м. Поэтому Венгрия вполне может восполнить необходимые объемы через «Турецкий поток».

В целом «Турецкий поток» и газопровод «Балканский поток» востребованы странами юго-восточной Европы. В 2024 году поставки газа через «Турецкий поток» в страны южной и юго-восточной Европы выросли на 23% – до 16,7 млрд куб. м. С учетом возросших потребностей в газе ожидается, что объемы прокачки останутся как минимум на прежнем уровне.

Политические барьеры

В наиболее сложной ситуации оказалось Приднестровье, которое географически зажато между Украиной и Молдавией. После прекращения транзита российского газа через Украину Тирасполь предлагал различные решения, направленные на преодоление энергетического кризиса. Все они в той или иной мере зависят от позиции властей Кишинева и Киева, которые намеренно затягивали решение вопроса. Тем не менее для Приднестровья фактически единственным решением энергокризиса является возобновление поставок из Украины или из Молдавии.

Учитывая тесные политические контакты с руководством Молдавии, которое взяло курс на вступление в НАТО, действия Зеленского можно рассматривать в качестве поддержки политики Кишинева на реинтеграцию Приднестровья. Этот вопрос не только не снят с повестки дня в Кишиневе, но и постоянно уточняется исходя из геополитической ситуации, а в последнее время – и проблем в энергетике.

В конце января была обнародована информация о том, что компания Ozbor Enterprises забронировала мощности «Турецкого потока» в объеме 3,1 млн куб. м в сутки для Приднестровья. Поставки предполагалось начать в феврале и осуществлять до апреля текущего года. Объем финансовой помощи Приднестровью со стороны России должен был составить 160 млн долл. Газ через «Балканский поток» должен был поступать в Молдавию. Однако данная схема была критически оценена в Кишиневе, поскольку по молдавскому законодательству газ в Приднестровье может поставлять только компания «Молдовагаз». В итоге Приднестровье было вынуждено согласиться с этим требованием, подтвердив готовность оплачивать поступающий газ по коммерческим ценам. Притом что замена российского газа на альтернативные поставки приведет к росту цен для потребителей в Приднестровье. Однако Молдавия так и не организовала поставки газа.

Прекращение транзита российского газа через украинскую территорию обострило отношения между Брюсселем и отдельными европейскими странами, которые столкнутся не только с ростом цен на голубое топливо, но и будут зависеть от политических решений, принимаемых как в Брюсселе, так и в Киеве.

Для европейских государств решение проблем в энергетике связано с организацией поставок через «Балканский поток» и закупками СПГ. Эти страны фактически не имеют альтернативы российским углеводородам. Им сложно организовать поставки из других источников, включая СПГ. Венгрия считала неприемлемым решение Украины прекратить с 1 января транзит российского газа, поддерживая усилия Словакии по поиску выхода из создавшейся ситуации. В венгерском МИД подчеркивали, что остановка Киевом транзита газа из РФ не соответствует Соглашению об ассоциации между Евросоюзом и Украиной, которое предусматривало сохранение маршрутов поставок энергоносителей. Однако подобные заявления не изменили позиции украинского руководства. На политику Киева не повлияли и угрозы Словакии прекратить подачу электроэнергии для Украины.

Временная передышка

В конце января вопрос энергоснабжения еще больше обострился, поскольку европейские страны, а также Приднестровье не могли найти понимание в Кишиневе, Киеве и Брюсселе. Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан попытался оказать давление на Брюссель, увязав предоставление помощи Украине и поддержку санкций с тремя условиями: восстановить транзит российского газа в Европу, «не использовать военные средства нападения» на газопровод «Турецкий поток» и продолжать поставки российской нефти в Европу. Данное заявление было сделано в преддверии заседания министров иностранных дел стран – членов Евросоюза, на котором должен был рассматриваться вопрос о продлении санкций в отношении России на следующие полгода.

В какой-то мере 27 января стало переломным этапом в энергетическом кризисе, поскольку появились первые решения, направленные на его урегулирование. Так, в ходе заседания министров иностранных дел стран – членов Евросоюза Будапешт поддержал продление санкций в отношении России, поскольку, как заявил министр иностранных дел и внешнеэкономических связей Петер Сийярто, «Венгрия получила гарантии энергетической безопасности, которые запрашивала. Европейская комиссия привержена делу защиты газо- и нефтепроводов, идущих в страны – члены ЕС. Она ясно дала понять, что целостность энергетической инфраструктуры, снабжающей страны – члены ЕС, является вопросом безопасности всего Евросоюза. Еврокомиссия также добивается от Украины гарантий сохранения поставок нефти в ЕС». В итоге формально Венгрия добилась своего. Однако подобные гарантии можно расценивать как временную паузу, которую взял Брюссель, чтобы снизить градус напряженности в отношениях с Будапештом. Как ЕС намерен обеспечить энергетическую безопасность стран юго-восточной Европы при неизменной позиции Украины, непонятно. 

В этот же день был принят еще ряд решений, которые касались Приднестровья. В качестве посредников, которые бы поставляли туда газ, стали называть венгерские компании MOL и MVM. Ожидалось, что газ может поступить в Приднестровье в начале февраля, если Кишинев не выдвинет новых условий. В свою очередь, премьер-министр Молдавии Дорин Речан заявил, что Приднестровье получит в долг 3 млн куб. м газа, о котором Тирасполь просил ранее, чтобы избежать негативных последствий для энергосистемы. Кроме этого, глава молдавского правительства заявил, что Евросоюз готов покрыть часть затрат Приднестровья. В целом план решения энергетического кризиса был поддержан ЕС и предполагал предоставление Приднестровью со стороны Брюсселя гранта в размере 30 млн евро для покупки газа, который необходим для производства электроэнергии для левого и правого берегов Днестра. Кроме того, должна быть разработана программа энергетической устойчивости, рассчитанная на два года. Она должна предусматривать инвестиции в производство и доставку электроэнергии, а также меры по сокращению тарифов на электроэнергию. Затем «Молдовагаз» и «Тираспольтрансгаз» подписали контракт на поставку 3 млн куб. м, которые Приднестровье должно вернуть до 1 марта.

Пока Венгрия и Приднестровье прилагали усилия для решения энергетических вопросов, Киев и Кишинев вновь подтвердили свою позицию. В ходе визита в Украину президента Молдавии Майи Санду глава киевского режима отметил, что «Украина больше не позволит транзит российского газа через свою территорию». Молдавский президент поддержала эту позицию. Очевидно, что Брюссель не будет влиять на Киев и Кишинев. Западные страны и дальше будут использовать Украину и Молдавию для оказания давления на Приднестровье, провоцируя энергетические и политические проблемы. В свою очередь, Брюссель будет прибегать к «услугам» Киева и Кишинева, чтобы оказывать давление на те европейские государства, которые выступают против санкционной политики в отношении России.

Ситуация в энергетике ряда стран после прекращения поставок российских углеводородных ресурсов отражает общий тренд, сложившийся в политике США и поддерживаемый Брюсселем. Вашингтон проводит курс на ослабление экономики Европы, снижение конкурентных возможностей европейской промышленности. Основные усилия направлены на устранение российских углеводородов с европейского газового рынка. n



Читайте также


Бесплатная правовая помощь положена уже 30 миллионам граждан

Бесплатная правовая помощь положена уже 30 миллионам граждан

Екатерина Трифонова

Адвокатура продолжает сомневаться в эффективности государственных юридических бюро

0
836
Все партии интересуются "ностальгическим избирателем"

Все партии интересуются "ностальгическим избирателем"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Госпропаганда советского прошлого сформировала новую электоральную группу

0
854
Опытные бойцы киберфронта оказались в дефиците

Опытные бойцы киберфронта оказались в дефиците

Анастасия Башкатова

Проблема хакерских атак и телефонных манипуляций достигла государственного масштаба

0
1019
Американский доллар мешает нам вернуться в счастливый 2013 год

Американский доллар мешает нам вернуться в счастливый 2013 год

Михаил Сергеев

России пока не удается преодолеть последствия "потерянного десятилетия"

0
1342

Другие новости