Защита интересов стран глобального Юга должна принести премьер-министру Индии Нарендре Моди немалые политические дивиденды. Фото с сайта www.pmindia.gov.in
Жизнеспособность любой энергетической стратегии определяется удовлетворением реального спроса. Этот обзор посвящен энергетической стратегии Индии. В качестве стратега выступает Нарендра Дамодардас Моди – индийский политический и государственный деятель, премьер-министр Индии с 26 мая 2014 года, лидер Бхаратия джаната парти. За последние четверть века здесь реальный спрос удвоился. Настоящее удвоение вывело Индию в число топ-стран по потреблению энергии. Индия занимает сейчас третью строчку, пропустив вперед лишь Китай и США. На сайте российского Национального комитета по исследованию БРИКС читаем: «В ближайшие десятилетия в Азии Индия будет иметь самый высокий рост спроса на энергию. Согласно прогнозам, спрос на энергоносители в Индии увеличится с 18,6 млн барр. в день нефти в 2021 году до 37,7 млн барр. в день в 2045 году».
Ресурсы и потребление
У Индии имеется немало ископаемых энергетических ресурсов. Мы ознакомим читателей со статистикой их доказанных запасов. Они подаются в тоннах нефтяного эквивалента. На первое место выходит уголь – 97, 6%. Далее идут запасы природного газа – 1,6%. Третью строчку в списке занимает нефть со своими 0,8%.
Если поставки всех необходимых для индийцев энергетических ресурсов принять за 100%, то 80% придется на три источника: уголь, нефть, твердую биомассу.
Нет никаких признаков того, что в ближайшие 20 лет плотность населения в данной стране будет уменьшаться. Более того, ожидается, что через 15 лет городское население будет ежегодно увеличиваться на 4 млн человек. Здесь как раз уместно вспомнить об энергосистеме всего Европейского союза, приплюсовать равную ей величину к нынешней энергетической системе Индии. Есть все основания прогнозировать выход к таким рубежам к 2039 году. Отнюдь не выглядит маниловщиной намерение Нью-Дели уже к 2030 году сделать так и таким образом, чтобы обрело реальные очертания увеличение мощностей по возобновляемым источникам энергии в четыре раза. Мы являемся свидетелями беспрецедентной финансовой подпитки процесса укрепления энергетической инфраструктуры. Инвестиции позволят кардинально улучшить положение с хранением энергии, осуществить комплекс неотложных мер по повышению энергоэффективности.
В первой половине 2020-х годов общая установленная мощность энергетического комплекса Индии не опускается ниже уровня 380 тыс. ГВт. При этом удельный вес ископаемого топлива в данном обобщающем показателе вплотную подступал к отметке 60%, а возобновляемых источников энергии (ВИЭ) – к отметке 26%. В этот же отрезок времени ежегодно дополнительную головную боль правительству Моди причиняет дефицит энергоснабжения примерно на 6 млрд единиц (BU).
Обнуление выбросов
Члены правительства уверенно заявляют, что через 46 лет произойдет полное обнуление выбросов. Они одновременно говорят, что производство энергии будет равняться двум пятым общего объема выбросов. Что же касается электромобилей, то тут у команды Моди есть программа-минимум и программа-максимум. Суть программы-минимум: обеспечение проникновения в страну электромобилей как минимум на 30% к 2030 году. Программа-максимум предусматривает 100-процентный переход на электромобили. Через шесть лет высший орган исполнительной и распорядительной власти в Индии собирается рекомендовать своим гражданам приобретать исключительно электромобили.
Во время, когда пишутся эти строки, широким фронтом развернулась работа по установке интеллектуальных счетчиков. Власти заверяют индийцев, что на 31 декабря 2025 года ни один из них не останется без подобного счетчика. Для этого есть все основания. Интеллектуальные сети и только они предопределили сокращение перебоев в подаче электроэнергии до 50%.
На несколько порядков повысилась эффективность использования ресурсов, существенно укрепилась сеть. Все это – последствия сильного хода команды Моди, сделанного пять лет назад. Речь идет об инициативе «Одна нация, одна сеть, одна цена». Главное в инициативе – торговля онлайн во всех 28 штатах и во всех 8 союзных территориях. Возможность такой торговли укрепляет и саму власть.
Успешно реализуется правительственная программа Схема UDAY для финансового оздоровления энергораспределительных компаний. Планируется также к 2050 году довести повышение установленной мощности аккумуляторных накопителей энергии в Индии до 2030 ГВт-ч. По итогам 2023 года имеем лишь 1,4 ГВт-ч. Так что ожидается резкий рывок. Нельзя игнорировать роль гидроаккумулирующих электростанций. Их текущая мощность решительно приближается к 55 ГВт.
Индия делает ставку на разнообразие источников энергии, считая строительство АЭС одной из основ энергоснабжения. На снимке: сооружение АЭС «Куданкулам». Фото Reuters |
Установлено 11 фотоэлектрических станций. При этом нет ни одной, где бы мощность была менее 100 МВт. Благодаря кооперации с немцами успешно функционирует солнечная тепловая электростанция. Вклад немцев – разработанные в столице Саксонии концентраторы Dhursar. Плюсы – в простоте использования и низкой капиталоемкости. Они линейные и недорогие. Индийская сторона удовлетворена и мощностью, равной 125 МВт. А сейчас обратимся к самым крупным станциям. В номинации «фотоэлектрическая станция» с установленной мощностью 1000 МВт лидирует Kurnool Ultra Mega Solar Park Park. Что означает установленная мощность 50 МВт для Годавари? Годавари нет равных среди параболических станций. В номинации «башенная электростанция» все предрешила установленная мощность 2,5 МВт. Этот рубеж достигла только SP BIKANER.
Команда Моди может записать себе в актив производство и использование водорода в качестве источника энергии для транспортных средств. Промышленный комплекс расширился за счет трех крупных водородных заправочных станций. В Индии появилось шесть установок по производству сжатого водорода. В этой шестерке по мощности уверенно лидирует Кочи (184 195 Нм3/ч). Поступательная динамика прослеживается в биоэнергетике. Здесь установленная мощность предприятий в 2023 году вплотную подходила к 11 ГВт. Системный характер приобрела переработка биомассы и бытовых отходов. Не испытывает серьезных проблем производство биогаза, биодизельного топлива, биоэтанола. Прочно вписалось в промышленный ландшафт производство пеллет. Явно интенсифицируются газификация отходов и производство биомассы. Все это осуществляется на специальных заводах.
Без малого 50 тыс. субъектов хозяйствования сконцентрировано на производстве биогаза. В первой половине 2020-х годов установленная мощность электростанций на биомассе в Индии не опускалась ниже 10 ГВт. По количеству электростанций безусловный лидер – штат Махараштра. В последние годы общая установленная мощность тамошних электростанций составляет как минимум 1122,78 ГВт. В номинации «биогазовая установка» первенство принадлежит Намаккалу. Намаккал выделяется установленной мощностью 2,4 МВт. Здесь в 2023 году переработка впервые прошла психологический барьер – 120 тыс. т органических отходов в год. Относительно отходов имеются в виду куриный помет, отходы сахарной промышленности.
Нью-Дели придает важное значение атомной энергетике. Российские ученые Алексей Мастепанов и Андрей Сумин пишут: «Индийские власти избрали в атомной отрасли стратегию сотрудничества с максимальным количеством зарубежных партнеров, чтобы увеличить производство электроэнергии для первоочередного обеспечения наиболее отсталых регионов.
Особенностью энергетической политики в этой сфере является стремление вести сотрудничество с зарубежными партнерами таким образом, чтобы не просто обеспечить сооружение АЭС по передовым технологиям, но и получить доступ к этим технологиям. Так, в 2018 году был заключен контракт с французским концерном EDF и американской компанией General Electric на строительство АЭС в Джайтапуре, условия которого предусматривают не только передачу технологий, но и локализацию производства оборудования в рамках правительственной стратегии «Делай в Индии». В 2019 году при активном содействии администрации США было заключено соглашение на сооружение в Индии еще шести атомных реакторов по технологиям американской компании Westlnghouse. Переговоры велись с 2008 года».
Сотрудничество с Россией
Отдельного разговора заслуживает российско-индийское энергетическое сотрудничество. Его современный этап стартовал два десятилетия назад. Резкое наращивание объемов поставок российского топлива сделало россиян ведущими по этой позиции. 5 декабря 2008 года имело место подписание соглашения об участии Российской Федерации в сооружении дополнительных энергоблоков на АЭС «Куданкулам» и об участии Росатома в других проектах по строительству АЭС на территории Индии.
Вот уже 10 лет Россия является объектом точечного применения санкций коллективного Запада. И все 10 лет неизменно от этого страдал топливно-энергетический комплекс РФ. Сразу же возникла острая необходимость компенсировать основательную утрату позиций на западном направлении. Ставка была сделана на дружественные страны, и большинство из них существенно нарастило импорт российских энергоресурсов. Наиболее активными в этом плане оказались индийцы. Чувствовались беспрецедентные темпы роста касательно импорта нефти, СПГ, угля. Со временем Индия станет лидером по объемам принимаемых из России поставок.
«Роснефть», «Газпромнефть», «Зарубежнефть», «РусГидро» явились именно теми российскими компаниями, которые имели самые высокие результаты в анализируемом сотрудничестве. Они за последние 10 лет поступательно утвердились на индийском энергетическом рынке. В свою очередь, индийские компании имели шансы для расширения своего участия в производстве российских энергоносителей и капитально ими воспользовались.
Нью-Дели стремится извлечь максимальную выгоду из участия в проектах по производству СПГ, осуществляемых в России. Приведем два факта.
Первый факт. Когда стартовал вывоз СПГ в Индию? Именно тогда, когда реально стал функционировать первый в России завод по производству сжиженного газа. Завод – несущая конструкция проекта «Сахалин-2».
Второй факт. Глава ПАО «НОВАТЭК» вместе со своим индийским коллегой скрепили своими подписями договор на поставку СПГ с внушающим оптимизм сроком – аж на целых 20 лет.
Однозначно позитивной оказалась динамика поставок российского угля. Потребности сталелитейной промышленности удовлетворял коксующийся уголь, электростанций – энергетический. И того и другого хватало с гаком.
Важно разобраться с организационной структурой сотрудничества. Здесь выстраивается пирамида. На вершине – премьер-министр Индии и президент Российской Федерации. Вторая по значимости – Российско-Индийская межправительственная комиссия по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству. Третий компонент формируется внутри комиссии. Это рабочая группа по сотрудничеству в области энергетики и энергоэффективности. Перед нами – мозговой трест комиссии. Четвертый компонент – филиал третьего. Именно так следует оценивать целевую рабочую группу по газу. Пятый компонент – энергетический офис Индии в Москве. Существует с 1 марта 2021 года. Не будет преувеличением утверждать, что Москва и Нью-Дели вышли на такой уровень сотрудничества в анализируемой сфере, который называется стратегическим партнерством.
Не могу не обратить внимания на то, какую динамику приобрели поставки российской нефти в Индию с начала специальной военной операции (СВО), то есть с 24 февраля 2022 года.
Сравним два периода. Первый – с 24 февраля 2021 года до 24 февраля 2022 года. Второй – с 24 февраля 2022 года до 24 февраля 2023 года. По первому периоду имеем 3,9 млн т, по второму – 55, 9 млн т. В конце второго периода ни один экспортер не поставлял столько нефти в Индию, сколько Россия. Индийцы были весьма удовлетворены ценой за нефть. Был блестяще решен вопрос о логистических цепочках. Центральные звенья этой цепочки – индийские порты Сикка и Вадинар.
Без импорта
Премьер-министр Индии Нарендра Дамодардас Моди объявил, что к 100-летию независимости возглавляемая им республика полностью, без всяких «но» и «если» перестанет быть импортером энергоресурсов. 100-летие будет отмечаться через 23 года.
Правительство Моди отлично понимает, что успех энергетической стратегии в решающей степени зависит от наличия необходимого количества специалистов во всех субъектах индийской федерации. В этой связи надо в первую очередь назвать вузы, которые уже многие годы постоянно на слуху: Университет Дели, Индийский технологический институт Дели, Индийская горная школа, Индийский технологический институт Мадраса. Здесь индийцы получают фундаментальное энергетическое образование. Высоко котируются выпускаемые данными вузами электротехники, электронщики, геологи нефти, экологи.
Блестяще решаются вопросы научного обеспечения энергетической политики. Есть отдача от исследований и разработок касательно добычи синтетического топлива, добычи и переработки нетрадиционной нефти. Перечисленными вопросами постоянно занимаются Индийский технологический институт, Национальный технологический институт, Индийский институт нефти CSIR. Essar Oil Ltd., Индийский технологический институт и Индийская горная школа имеют значительные научные изыскания в области метана угольных пластов.
Создается впечатление, что нет ни одного аспекта проблематики газовых гидратов, которые капитально не разрабатывались бы индийцами. Вот наиболее известные центры: Совет научных и промышленных исследований (CSIR), Национальный институт геофизических исследований, Национальный институт океанографии, Корпорация нефти и природного газа (ONGC). Поставлено на поток научное обеспечение добычи углеводородов из пластов с низкой проницаемостью. Этой проблематикой постоянно занимаются Индийская горная школа, Центральный институт горного дела и топливных исследований, Индийский технологический институт в Мадрасе. Последний известен также как центр исследований попутного газа.
Ученые Индийского технологического института, Индийского института химической технологии CSIR много делают для вписывания биоэнергетики в глобальный тренд. Индийский технологический институт, Национальный технологический институт, Индийский технологический институт Бомбея и Индийский технологический институт Мадраса отметились серьезными результатами на предмет солнечной энергетики. Национальный технологический институт, Индийский технологический институт и Университет Амриты Вишвы Видьяпитам сказали новое слово по ряду аспектов ветроэнергетики.
Алексей Мастепанов и Андрей Сумин пишут: «В отличие от многих других государств, энергетическая политика Индии, насколько позволяют судить открытые источники информации, никогда не была оформлена как единый программный документ и представляет собой комплекс законов, принятых индийским парламентом, и различных правительственных программ, планов действий и других документов. Поэтому о меняющейся энергетической политике страны судить можно только по принимаемым нормативно-законодательным актам, программам развития соответствующих отраслей и другим решениям в области энергетики».
В октябре 2020 года Моди сформулировал семь условий корреляции энергетической политики с национальными интересами. В поставленных правительством задачах прослеживается сокращение использования угля, рост возобновляемой и газовой генерации, а также электрификация автотранспорта.