Целью ЕС стало производство 10 миллионов тонн возобновляемого водорода в год и такой же объем импорта к 2030 году. Фото Vecteezy
Европейская комиссия (ЕК) в течение 2024 года особое внимание уделяла принятой в июле 2020 года водородной стратегии, предусматривающей производство 10 млн т возобновляемого водорода в Евросоюзе и такой же объем импорта к 2030 году. Эти цели закреплены в плане Европейского союза REPowerEU, направленном на отказ от ископаемого топлива и ускорение перехода к климатически нейтральной энергетике. В течение года Брюссель поддерживал деятельность Европейского водородного банка, учрежденного в марте 2023 года для привлечения инвестиций в производство зеленого водорода, финансируя проекты, направленные как на внутренний рынок, так и на импорт.
Напомним, что 23 ноября 2023 года в ЕС стартовал основанный на платформе совместных закупок газа AggregateEU аукцион по производству водорода из «возобновляемого топлива небиологического происхождения». Он завершился 8 февраля 2024 года. В отборе участвовали 132 проекта из 17 европейских стран. 119 заявок были приняты к рассмотрению. После их оценки, проведенной Европейским исполнительным агентством по климату, инфраструктуре и окружающей среде (CINEA), проекты были упорядочены по заявленным участниками ставкам (варьировались от 0,37 евро до 4,5 евро за 1 кг произведенного водорода) – от наименьших до наибольших, и в таком порядке семь из них были одобрены. На поддержку производства возобновляемого водорода Инновационный фонд выделил почти 720 млн евро. 7 октября 2024 года авторы шести заявок, предложивших ставки от 0,37 до 0,48 евро за 1 кг Н₂, подписали соглашения о получении грантов на общую сумму примерно 694 млн евро. Начать выполнение проектов надо в течение пяти лет после этой даты. Выплаты начнутся только после сертификации и подтверждения начала производства. Период реализации проектов рассчитан на 10 лет, в течение которых предполагается произвести до 1,52 млн т возобновляемого Н₂ и сократить выбросы более 10 млн т CO₂.
С середины 2025 года пятилетний пилотный механизм, являющийся частью Европейского водородного банка, должен способствовать взаимодействию между поставщиками и покупателями водорода, а также определению рыночной динамики и предоставлению информации о возможностях финансирования проектов. Брюссель полагает, что в условиях растущего спроса на Н₂ в Европейском союзе на данный момент реализуется недостаточно проектов в этой области.
В рамках программы «Горизонт Европа» продолжилось партнерство по чистому водороду, нацеленное на развитие водородной инфраструктуры. В 2024 году было выделено дополнительно 200 млн евро для создания «водородных долин» – региональных экосистем, объединяющих производство, транспортировку и использование водорода в отдельных регионах.
В конце мая ЕК в рамках важного проекта общеевропейского интереса (IPCEI) Hy2Move утвердила выделение 1,4 млрд евро государственной помощи. Это четвертый водородный IPCEI в цепочке создания стоимости водорода. К трем другим относятся: Hy2Tech – разработка водородных технологий для конечных пользователей (одобрен ЕК 15 июля 2022 года); Hy2Use – применение Н₂ в промышленности (21 сентября 2022 года); Hy2Infra – поддержка инвестиций в Н₂-инфраструктуру, не охваченные двумя предыдущими IPCEI (15 февраля 2024 года). IPCEI Hy2Move посвящен исследованиям, разработке инноваций и практическому внедрению новых технологий в транспортную и промышленную сферу. Он также призван сократить выбросы парниковых газов транспортной сферы. Его участниками являются семь государств – членов ЕС: ФРГ, Франция, Италия, Испания, Нидерланды, Словакия и Эстония. ЕК рассчитывает, что 1,4 млрд евро позволят мобилизовать частные инвестиции на сумму до 3,3 млрд евро.
Одновременно ЕК одобрила еще один проект – IPCEI Med4Cure, цель которого состоит в поддержке НИОКР, внедрении инноваций и организации производства оздоровительной и фармацевтической продукции. Срок окончания – 2036 год. Шесть государств-участников (Бельгия, Венгрия, Испания, Италия, Словакия, Франция) получили право выделить поддержку 13 задействованным компаниям в размере 1 млрд евро. Как и в предыдущем проекте, часть средств будет предоставлена из Фонда восстановления и устойчивости.
По оценкам ЕК, объем частных инвестиций в 14 подпроектов составит около 5,9 млрд евро, а число новых рабочих мест – примерно 6 тыс.
Самым активным участником продвижения Европы к «светлому водородному будущему» остается ФРГ. Однако приближается оно очень медленно. Берлин, как и Брюссель, существенно отстает в выполнении целей и решении задач по производству возобновляемого водорода. Национальный водородный совет Германии, в который входят 26 экспертов, еще летом 2024 года констатировал, что спустя четыре года после принятия первой стратегии успехи не столь значительны, как ожидалось. Темпы внедрения предусмотренных мероприятий замедлились, страна теряет позиции в конкурентной борьбе за лидерские позиции в этом сегменте рынка. Очевиден существенный разрыв между политическими целями и их практической реализацией. Из запланированных к 2030 году 10 ГВт водородной мощности на уровне проектов подтверждено только 0,3 ГВт. Немецкие эксперты отмечают, что основная часть водородной стратегии немецкого правительства так и «не вышла за рамки презентации». Берлинский аналитический центр Agora полагает, что к 2030 году стоимость производства зеленого водорода будет в 2–3 раза выше изначально предполагаемой. Сегодня его цены в 6–7 раз выше цены газа. В 2024 году часть важных инфраструктурных проектов была отменена или отложена.
Немецкие эксперты указывают, что германский экономический штандорт нуждается в совершенствовании условий для ускорения развития водородного сектора. По их мнению, это отчасти может противодействовать обозначившейся тенденции переноса энергозатратных производств за границу. В этом контексте глава Совета Катарина Райхе летом предупредила, что широко обсуждаемая тема деиндустриализации – это не гипотетическая угроза, а реальная опасность. По ее мнению, известная регуляторика ЕС слишком жестко определяет процедуру маркировки «зеленого» водорода, что делает инвестиции в это направление дорогими и сложными. Эксперты Национального совета считают, что на текущем этапе правительство ФРГ должно сосредоточиться на создании инфраструктуры для водородопроводов, а также организации распределительной сети для подключения промышленных потребителей.
Участники Объединения операторов сетей передачи водорода в июне подписали соглашение о будущем проекте правил взаимодействия. Это стало важным шагом к наполнению конкретным содержанием инициативы ЕC по созданию Европейской сети сетевых операторов водорода (ENNOH). Ее основные цели – ускорить переход на чистую энергию, снизить зависимость ЕС от ископаемых источников энергии, обеспечить более эффективную транспортировку водорода, координацию работы операторов водородных сетей и их участие в крупных европейских проектах по водородной инфраструктуре, включая интеграцию в существующую энергетическую систему ЕС.
Это событие произошло после того, как в конце мая Кабинет министров Германии одобрил законопроект, направленный на ускорение развития водородной инфраструктуры, включая производство, хранение и транспортировку «зеленого» водорода. Он предусматривает упрощение процедур планирования, согласования и закупок. Упрощение процедуры планирования предоставит разработчикам «зеленого» водорода привилегированный и столь необходимый доступ к воде. Важным для участников водородного рынка является отмена регулятором ряда экологических требований, сокращение и введение крайних сроков для принятия чиновниками решений на ключевых этапах планирования, а также их обещания ускорить судебные разбирательства, связанные с выдачей разрешений, и перевести процессы подачи заявок в цифровую форму.
В июле Европейская комиссия в рамках вышеупомянутого проекта Hy2Infra разрешила использование выделенных в феврале 2024 года 6,9 млрд евро для развития и модернизации водородной инфраструктуры в семи странах, включая Германию, Францию, Италию, Нидерланды и Польшу. Это часть так называемой третьей волны IPCEI Hydrogen.
Продвижение программы IPCEI Hydrogen является частью обновленной Национальной водородной стратегии Германии, которая, являясь ее основным участником, выделила на реализацию 4,6 млрд евро совместно с федеральными землями (в соотношении 70/30).
В октябре Федеральное сетевое агентство ФРГ выдало разрешение на строительство до 2032 года так называемой «опорной водородной сети» (то есть водородных трубопроводов) во всех землях Германии. Их протяженность составит 9 тыс. 40 км. Из первоначального плана были исключены около 600 км. 60% всей сети будет создано за счет модернизации существующих газопроводов. Сумма расходов с учетом нового строительства оценивается в 19,8 млрд евро, которые в рамках государственно-частного партнерства в основном будут покрыты бизнесом. Будущая сеть рассчитана на транспортировку в течение года до 278 ТВт-ч энергии, что эквивалентно примерно одной трети потребления природного газа в ФРГ в 2024 году. Часть немецких экспертов считает, что планируемой «опорной водородной сети» будет недостаточно для подключения всех потенциальных промышленных потребителей Н₂.
Важным событием стало принятие федеральным правительством 24 июля 2024 года Стратегии импорта водорода и его производных (дериватов). В ней прописаны инструменты и механизмы, призванные обеспечить в средне- и долгосрочной перспективе условия для устойчивого и надежного импорта Н₂. Тем самым зарубежные партнеры получили из Берлина долгожданный сигнал: в ФРГ будет высокий и стабильный внутренний спрос на водород и его дериваты. Германия – это надежный и целевой рынок для водородных продуктов, государство гарантирует инвестиционную безопасность и для немецкой промышленности как покупателя, и для водородных производителей в партнерских странах, а также для развития в них необходимой инфраструктуры. Согласно официальным прогнозам, национальная потребность в «зеленом» водороде и его производных к 2030 году составит от 95 до 130 ТВт-ч, из которых от 50 до 70% (45–90 ТВт-ч) будет удовлетворено за счет поставок из-за рубежа. При этом доля импорта после 2030 года продолжит расти – к 2045 году потребность народного хозяйства может вырасти до 360–500 ТВт-ч для водорода и около 200 ТВт-ч для его дериватов.
Составной частью импортной стратегии является реализуемая BMWK в течение нескольких лет государственная программа H2Global, направленная на стимулирование отрасли «зеленого» водорода и ее выхода на международный рынок. Летом министерство сообщило о выделении на ее поддержку 3,53 млрд евро, заявив, что с помощью H2Global с 2027 года начнет массовый импорт «зеленых» водородных продуктов. В отличие от альтернативных площадок формирование цен в H2Global основано на обязательных договорах купли-продажи. Это обеспечивает ценовую стабильность – одну из основных предпосылок принятия инвестиционных решений как для производителей, так и потребителей. Министерство рассчитывает, что первые договоры на закупку станут важным шагом к трансформации германского промышленного сектора, его декарбонизации, созданию новых рабочих мест и развитию водородного рынка.
В марте с.г. Германия договорилась с Канадой об использовании H2Global при поставках Н₂. В конце июня она подписала с Марокко декларацию о создании Альянса по климату и энергетике. Среди прочего речь идет о сотрудничестве в строительстве завода по производству «зеленого» водорода мощностью 10 тыс. т в год и его поставках в ФРГ. В сентябре достигнута договоренность о водородной кооперации ФРГ с Казахстаном. По итогам межправительственных германо-индийских консультаций в октябре была согласована и подписана «дорожная карта» по сотрудничеству в области «зеленого» водорода между Министерством экономики и защиты климата ФРГ и министерством новых и возобновляемых источников энергии Индии.
Это основные итоги десяти «водородных месяцев» Евросоюза и Германии.