Внедрение методики захвата углекислого газа делает излишним европейский энергоповорот. Фото Reuters
В Германии «Зеленые» наконец пришли к выводу о полезности технологии утилизации двуокиси углерода для достижения климатических целей. Как пишет немецкий журнал Focus, федеральный министр экономики и климата Роберт Хабек подготовил документ, который устраняет из климатической политики Германии самое главное «табу» – захват из атмосферы и захоронение СО₂. Надо сказать, что «Зеленые», и не только в Германии, до сих пор выступали, а кое-где и продолжают выступать против технологии захвата, которая известна уже как минимум лет 10. «Зеленым» не нравилось, что данная технология практически сводит на нет все их усилия по борьбе с нефтегазовой и угольной энергетикой. Ведь сколько выброшено двуокиси углерода в атмосферу, столько же можно изъять из нее и захоронить или преобразовать в некоторые виды строительного материала. Даже автор данной статьи, который впервые сообщил о наличии такой технологии в «НГ-энергии» в 2019 году в материале об исследованиях Кильского университета в Германии, получил тогда несколько электронных писем от видных российских экологов, требовавших убрать статью из приложения.
Роберт Хабек распространил среди других министерств для согласования документ на 49 страницах по внедрению в Германии технологии захвата двуокиси углерода из атмосферы и захоронения (Carbon Management Strategie). Журнал пишет, что этот проект должен был бы быть подготовлен еще весной текущего года. Ведь применение такой технологии, указывает журнал, пока в Германии было принципиально запрещено. Правда, в мае 2024 года запрет, регулирующий процедуру захвата и захоронения СО₂, был изменен. Теперь он принципиально разрешает строительство специализированных трубопроводов для транспортировки двуокиси углерода и захоронение ее под дном моря или в земле – в горных породах. Скорее всего следует ожидать внесения в закон практических нормативов по реализации системы захвата и захоронения, которая требует не только создания сети трубопроводов для транспортировки, но и систем захвата, которые сейчас производятся в немногих странах, например в Швейцарии.
Проблема для «Зеленых» в Германии состоит в том, что энергоповорот по ограничению температуры на планете с помощью снижения уровня выбросов парниковых газов оказался слишком дорогостоящим для страны. Отказ от ядерной энергетики привел к тому, что Германии приходится закупать электроэнергию, произведенную, например, на французских АЭС. Массированное строительство ветровых парков в Северном море при отсутствии мощных накопительных систем и солидных систем передачи электроэнергии на юг Германии, где находятся основные мощности промышленности страны, ведет к тому, что на биржах ветровая и солнечная электроэнергия продается по отрицательной цене – продавец платит покупателю. Это свидетельство бессмысленности с точки зрения рыночной экономики производства электроэнергии только на альтернативной основе, поскольку производитель остается в убытке.
Провозглашенный на европейском уровне постепенный отказ от использования углеводородов и замена их на альтернативную электроэнергию, водород и другие нетрадиционные источники энергии требует длительной по времени и дорогостоящей перестройки всей немецкой промышленности и даже социальной сферы, если учесть необходимость замены отопительных систем в жилом секторе на солнечные генераторы и отопление теплом Земли. У государства не хватает бюджетных средств на дотирование промышленности и населения. К этому следует добавить, что значительные финансовые средства уходят на поддержку Украины и реализацию миграционной политики.
Проблемы, которые создают «Зеленые»
Бывший главный редактор крупнейшей экономической газеты Германии Handelsblatt Габор Штайнгарт опубликовал в журнале Focus статью об опасностях, которые представляют собой немецкие «Зеленые» для населения страны. Он утверждает, что с зелеными политиками случилось худшее, что могло произойти с политиками. А именно: они предлагают населению рецепты для решения их проблем, а население считает, что они сами стали проблемой для страны. В этой связи он утверждает, что на сегодня немецкие избиратели воспринимают в качестве угрозы не изменения климата, а меры, которые «Зеленые» предлагают для решения этой проблемы. По имеющимся оценкам, «Зеленые» с 2021 года, когда они вошли в коалиционное правительство с социал-демократами и Свободной демократической партией (СвДП), потеряли по настоящее время около 60% своих избирателей. С 25% поданных за них голосов избирателей в 2021 году на федеральных выборах в Бундестаг доля готовых голосовать за них уже опустилась до 10–15% (по данным разных опросов). И более того, партия уже на пути к однозначным (а не двузначным) показателям. Если бы «Зеленые» были не партией, а акциями фирмы, иронизирует экономист, то их следовало бы как можно быстрее удалить из своего портфолио. Габор Штайнгарт ставит на первое место в списке упущений правительства с участием «Зеленых» миграционную политику. Но она с энергетическими или климатическими проблемами имеет мало общего. Это скорее социальный и экономический вызов.
Что касается климата, то автор статьи считает, что агрессивная политика защиты климата, проводимая «Зелеными», ведет к деиндустриализации страны. Он утверждает, что при зеленом министре Хабеке прекратился промышленный рост и возросла инфляция в индустрии, и связывает это с резким подорожанием энергоресурсов. Как известно, Германия под давлением ЕС присоединилась к антироссийским энергетическим санкциям, практически отказавшись от дешевых российских нефти, газа и нефтепродуктов. Вместо применения дешевых энергоносителей немецкие фирмы вынуждены были закупать более дорогой СПГ катарского и американского происхождения. Собственные европейские месторождения, например в Нидерландах, закрываются по причине сейсмической неустойчивости и истощения. Проблема истощения запасов коснулась и Норвегии. А перестройка технологических процессов под альтернативные виды энергии, такие как водород, например, в металлургии, где он заменяет коксующийся уголь, резко удорожает произведенный металл. Все это вело к катастрофическому снижению конкурентоспособности немецкой промышленности на мировых рынках.
Парадными примерами деиндустриализации Германии являются не только широко освещающееся немецкой прессой закрытие заводов флагмана немецкой автомобильной промышленности концерна Volkswagen, но и поглощение лидера нефтегазовой промышленности Германии компании Wintershall Dea британскими конкурентами. Компания располагала одним из крупнейших по объему бизнесов в России, самостоятельно добывая для Германии природный газ в Сибири. Но глава компании Марио Мерен не смог противостоять давлению со стороны политических кругов Германии и свернул сотрудничество с российским «Газпромом». А оставшиеся проекты в Северном море и в Ливии компанию спасти от банкротства не смогли.
Экономику страны ослабляет и растущий объем бюрократических норм и требований, связанных с климатическими проблемами и охраной окружающей среды, считает автор статьи. В итоге промышленный капитал бежит из Германии и предприниматели перемещают свои производства в страны с менее жесткими климатическими нормами. Саму же территорию ФРГ иностранный капитал начинает обходить стороной. В итоге, подчеркивает Штайнгарт, промышленное ядро страны сокращается.
Штайнгарт отмечает, что министр экономики и климата пытался представить связанные с начавшейся деиндустриализацией потери благосостояния немецким населением как необходимую жертву в борьбе за достижение климатических целей. Но, с иронией замечает он, в Германии отсутствует всякая духовная основа для проведения политики деградации.
Пример компании Intel
Экономическое агентство Bloomberg опубликовало анализ причин задержки строительства в Германии иностранными инвесторами промышленных объектов. Компания Intel Corp. решила пару лет повременить со строительством завода в Германии, сообщает Bloomberg. Это очередной удар для немецкой экономики после того, как в компании Volkswagen AG объявили о возможном закрытии части производства в стране.
Решение Intel Corp. отложить строительство в Германии завода по производству микрочипов стало очередным ударом по правительству страны. Оно вызовет новые споры о том, на какие цели направить около 10 млрд евро запланированных субсидий.
Компания Intel заявила, что отложит строительство примерно на два года в зависимости от рыночного спроса. Главное, что беспокоит американцев, это отсутствие на сегодня рынка сбыта в Европе из-за кризисных явлений в европейской экономике. В прошлые месяцы Intel Corp. шокировала инвесторов своим мрачным финансовым отчетом и планами сократить около 15 тыс. рабочих мест. Завод в Германии должен был стать самым крупным предприятием, пользующимся государственной поддержкой в соответствии с законом Евросоюза о чипах.
Немецкая пресса решила проанализировать все причины, побудившие компанию отложить строительство завода в Магдебурге (Восточная Германия). Речь идет об инвестициях в 30 млрд евро и о создании 3 тыс. рабочих мест. Несомненно, что провал со строительством стоил уже правящей в Германии коалиции СДПГ, «Зеленых» и СвДП голосов избирателей на недавних сентябрьских выборах в восточногерманских землях. Немецкая пресса пишет, что американская компания решила отложить строительство из-за планов по экономии. Но все-таки строить они решили не в Германии, а дома – в США, где они получили не менее значимые дотации от государства.
Как пишет мюнхенская газета Merkur, вслед за этим от технологических проектов в Германии стали отказываться и фирмы из других стран. Перед проблемой налаживания производства автомобильных аккумуляторов на территории Германии встала и шведская компания Northvolt, планировавшая создание завода в Хайде в земле Шлезвиг-Гольштейн. Причина – кризис, охвативший немецкую автомобильную промышленность, о котором «НГ-энергия» подробно сообщала в сентябрьском номере. К тому же пока Германия не может наладить поставки важнейшего компонента для современных аккумуляторов – лития. Канцлер Олаф Шольц пытался договориться о поставках лития в течение нескольких последних месяцев: и во время визита в Германию аргентинского президента, и во время своей встречи с президентом Сербии, и, наконец, во время своего недавнего визита в Казахстан, которому он обещал инвестиции в создание центра по добыче и производству лития.
Merkur сомневается и в успехах проекта по строительству в Дрездене завода по производству полупроводников консорциумом из четырех фирм, в котором ведущую роль должен играть тайваньский производитель полупроводников TSMC. Ему в консорциуме принадлежит 70%, а остальные 30% распределены между тремя немецкими концернами, из которых самый известный Bosch. Правительство ФРГ готово содействовать проекту дотацией в размере 5 млрд евро. Но пока дальше символического «копка лопатой» не пошло.
Выбор между благосостоянием и гонкой вооружений
Сэкономленные после смены планов Intel деньги правительство Германии решило направить на латание бюджетных дыр. Федеральный министр финансов Германии Кристиан Линднер заявил, что все средства, которые оказались не нужны Intel, надо сохранить для решения «незакрытых финансовых проблем». В данном конкретном случае речь идет о немецких дотациях на сумму 10 млрд евро, и эти деньги, видимо, пойдут на поддержку Украины.
Вот что пишет по этому поводу американская газета The Wall Street Journal: Германия может нарастить военный бюджет, как того требуют США, только ценой урезания социальных расходов. Но эта идея приводит в ужас как политиков, так и простых граждан. Немцы жалуются, что для Украины и так делается слишком много.
Когда холодная война закончилась, европейские правительства урезали военные бюджеты и пустили несколько триллионов долларов на социальные нужды. Избиратели эту политику одобряли: внешних угроз было немного, а Европа была в безопасности под надежной защитой США.
И только сейчас выяснилось, насколько тяжело европейским странам отказаться от этих благ мирного времени. Даже притом, что ситуация вокруг Украины возродила напряженность времен холодной войны, а США пытаются переключить свое внимание на Китай. Большинству европейских держав никак не удается привести свои армии в боевую готовность.
Вывод: перековать мечи на орала было нетрудно. Обратить эту тенденцию вспять гораздо сложнее.
В результате, вопреки всем обещаниям увеличить военные расходы, министры обороны сетуют, что так и не получили искомого. В Германии, крупнейшей экономике Европы, военные базы находятся в плачевном состоянии. Часть из них была переоборудована в гражданские организации: спортивные центры, дома престарелых и пенсионные фонды. Армия, которая во время холодной войны насчитывала полмиллиона штыков в ФРГ и 300 тыс. в ГДР, съежилась всего до 180 тыс. Сегодня у Германии осталось лишь несколько сотен боевых танков. Для сравнения: в конце 1980-х только в ФРГ насчитывалось более 2 тыс. «Леопардов» (Leopard 2).
«Это меня расстраивает, – признался недавно журналистам министр обороны Германии Борис Писториус, получив гораздо меньше, чем просил на военные нужды в следующем году. – Это означает, что я не все смогу сделать в том темпе, который требуется при нынешнем уровне угрозы».
США наверняка останутся разочарованы: их надежды на то, что Европа наконец-то снимет с плеч Вашингтона часть бремени, не оправдались. Сегодня на США приходится две трети военных расходов НАТО. Оба кандидата в президенты хотели бы, чтобы Европа увеличила свои расходы на безопасность.
Если в ноябре победит Дональд Трамп, соответствующие призывы к Европе зазвучат еще громче. В феврале текущего года кандидат в президенты заявил, что США не намерены защищать союзников, не выполняющих минимальное требование НАТО по военным расходам в 2% валового внутреннего продукта. Более того, он позволит России поступать с нарушителями «как ей заблагорассудится». А недавно он потребовал, чтобы союзники тратили минимум 3% – столько, сколько сами США.
Германия решила тратить 2% ВВП на оборону, и при условии конституционного запрета на увеличение госдолга сверх определенного предела встает вопрос о распределении имеющихся средств. Ведь сейчас министру Хабеку не хватает денег на выплату дотаций на покупку электромобилей, которые, как правило, более чем в два раза дороже автомашин с двигателем внутреннего сгорания. На сегодня дотации правительство решило выдавать только при покупке служебных электромобилей.
При новом подходе к энергоповороту, провозглашенном министром Хабеком, Германии придется строить трубопроводы для прокачки двуокиси углерода до мест захоронения и главное – покупать установки для изъятия СО₂ из атмосферы. В Германии они не производятся. Исследователи из Швейцарского технического института в Цюрихе оценивают стоимость установки для изъятия СО₂ из атмосферы объемом 4 тыс. т в год от 1 тыс. до 1,3 тыс. долл. Другой вопрос, сколько тонн СО₂ следует изымать из атмосферы для решения климатических проблем. И это количество исчисляется миллиардами тонн.
Для России европейский опыт улавливания углерода имеет важное значение. Ведь под давлением зеленого лобби в России до сих разрабатывались различные меры учета выбросов и выпуска зеленых сертификатов для организации торговли квотами. А альтернативный путь практически не изучался. «НГ-энергия» анализировала состояние дел в этой сфере в России еще в своем февральском номере в 2023 году.
Сегодня 80% потребляемой в мире энергии имеет своим источником углеводороды. По имеющимся оценкам, к 2050 году сложившаяся в пользу углеводородов ситуация вряд ли изменится. Поэтому потребность в технологиях улавливания углерода резко возрастает и Россия не должна остаться в стороне от мировых тенденций