0
26327
Газета НГ-Энергия Печатная версия

09.09.2024 16:43:00

Южнокавказский маневр России

Энергетический аспект отношений с Азербайджаном

Тэги: азербайджан, международные отношения, энергетика, экономика


азербайджан, международные отношения, энергетика, экономика Владимир Путин и Ильхам Алиев обсудили перспективы сотрудничества России и Азербайджана. Фото с сайта www.president.az

Владимир Путин впервые за шесть лет посетил Азербайджан, хотя с азербайджанским президентом Ильхамом Алиевым встречался в этом году несколько раз. Для России этот визит важен как с точки зрения развития двусторонних отношений с Азербайджаном, так и укрепления своего влияния на Южном Кавказе после явного охлаждения отношений с Арменией и неясности ситуации в Грузии, где при нарастании антизападных настроений в политической элите остается достаточно настороженное отношение к Москве, связанное с ситуацией в бывших грузинских регионах, таких как Южная Осетия и Абхазия.

В условиях российско-украинского конфликта и введения жестких ограничений со стороны Запада именно Азербайджан представляет для России значительный интерес – и как транзитная страна с точки зрения выхода на внешние рынки, и как страна, обладающая значительными нефтегазовыми ресурсами.

Интернет-портал SpedialEurasia отмечает подписание по итогам визита ряда межгосударственных договоров. Но главным считается значительные геополитические последствия как для региона, так и для России. Не случайно, что спустя несколько дней после окончания визита было объявлено о возможном присоединении Азербайджана к БРИКС.

Интерес для наших читателей может представить опубликованный на интернет-портале «ИнфоТЭК» анализ азербайджанского экономиста профессора Эльшада Мамедова.

С его точки зрения, в ходе государственного визита президента России в Азербайджан среди прочего обсуждались вопросы укрепления сотрудничества между российским «Газпромом» и азербайджанской SOCAR, являющимися системообразующими компаниями для своих национальных экономик.

Речь шла, в частности, о таких направлениях, как взаимные поставки газа и транспортировка российского газа в Армению через Азербайджан, которые уже обсуждались и теперь приобретают конкретные черты. В этом плане заметим, что взаимные поставки газа можно трактовать и как поставки российского газа наряду с азербайджанским в Европу по газопроводам TAP и TANAP. И если сейчас поставки природного газа составляют 11,8 млрд куб. м в год, то к 2027 году Баку намерен увеличить их до 20 млрд куб. м при отсутствии ресурсной базы и необходимости значительных инвестиций для ее расширения. Как известно, в период 2000–2006 годов Азербайджан активно импортировал российский газ, но с вводом в строй месторождения «Шах-Дениз» азербайджанский газ уже для Дагестана стала получать Россия в период 2010–2015 годов.

Впоследствии и до настоящего времени между двумя странами реализуются взаимные поставки газа в летний период из Азербайджана в Россию и в зимний период из России в Азербайджан.

Кроме того, следует обратить внимание на еще одну тему, озвученную в ходе визита. Это сотрудничество между двумя странами в налаживании совместного производства танкеров для перевозки нефти и нефтепродуктов.

Путь в Азию

Совместная работа по указанным выше направлениям свидетельствует о том, что энергетическая составляющая двустороннего сотрудничества уже в ближнесрочной перспективе будет нарастать, считает Мамедов. По газовому треку, на его взгляд, речь может идти в том числе о возможности транспортировки российского газа в соседний Иран через Азербайджан.

Граничащие с Азербайджаном регионы Исламской Республики Иран традиционно наиболее энергодефицитные. Кроме того, известно, что еще в советские годы функционировал газопровод между Ираном и Советским Союзом с ежегодной пропускной способностью в 10 млрд куб. м. Думаю, перезапуск его в реверсном режиме не представит большой сложности в технологическом плане.

В медиапространстве, указывает Мамедов, уже была информация по поводу идеи налаживания производственных мощностей по сжижению газа на территории Ирана. Учитывая имеющиеся вследствие многолетних санкций технологические проблемы по добыче газа в Иране, а также выпавшие с европейского направления российские экспортные объемы, такой вариант мог бы быть перспективным для всех трех стран.

Поэтому упоминание проекта «Север–Юг» в связи с сотрудничеством «Газпрома» и SOCAR, как считает Мамедов, может иметь весьма конкретную содержательную базу. А там, глядишь, при соответствующей ценовой конъюнктуре можно будет задуматься о расширении пропускных возможностей и выходе дальше на другие, премиальные азиатские рынки. Так что, по видимости, проект «Север–Юг» в значительной степени благодаря адекватной, взвешенной политике президентов России и Азербайджана наполняется новым содержанием и может в практической плоскости диверсифицироваться.

Технологическая кооперация

Вместе с тем, отмечает Мамедов, крайне важным и определяющим будет степень углубления технологической кооперации между нашими странами, и в том числе, несомненно, в энергетической сфере. Это будет самым непосредственным образом влиять на качественную структуру наших национальных экономик, на их конкурентоспособность, а значит, и на решение множества социальных, гуманитарных вопросов и проблем.

В связи с этим налаживание совместного производства в судостроительной сфере можно характеризовать именно как шаг в высокотехнологичном сотрудничестве. С одной стороны, это новые высококвалифицированные рабочие места, с другой – это может служить проектам по запуску новых производственных мощностей по переработке нефти.

Полагаясь на наличие внушительной сырьевой базы, подчеркивает Мамедов, переработка является важнейшим направлением модернизации наших национальных экономик. И энергетика здесь, конечно, может и должна быть соответствующим драйвером. Отрадно отметить, что главы наших государств весьма ясно демонстрируют политическую волю и реакцию на указанные вызовы.

По его мнению, загрузка имеющихся производственных мощностей и запуск новых приведут к качественному рывку в развитии наших экономических систем, поскольку по всем компонентам расширенного воспроизводства экономики у нас имеются потенциальные возможности для прироста.

Мамедов считает, что в Азербайджане нет ограничений по природным ресурсам, по труду (особенно учитывая возможности цифровизации и потенциал увеличения производительности труда в наших странах, недозагрузку производственных мощностей и скрытую безработицу). Поэтому он уверен, что имеющиеся возможности по приросту инвестиций, несомненно, должны быть реализованы.

Сейчас приоритетны проекты по переработке в сфере энергетики и создание регионального энергетического рынка с формированием соответствующей биржевой площадки. Поскольку переход на альтернативные долларовым механизмы взаиморасчетов может быть достаточно эффективен только через реализацию альтернативных торговых площадок, механизмов ценообразования и методов взаиморасчетов.

По его мнению, следует отметить и альтернативную генерацию электроэнергии. Учитывая водный потенциал освобожденных азербайджанских территорий, вызовы, стоящие в республике в плане необходимости прироста генерации в свете демографического роста, реализации инфраструктурных проектов и ускоренной индустриализации, в двусторонней азербайджано-российской энергетической повестке могут вырисовываться новые контуры сотрудничества в гидроэнергетике, особенно в сегменте генерирующих мощностей на базе малых горных рек.

Мирный атом

В России продвижение российских технологий атомной энергетики рассматривается не только с экономической точки зрения, но и с внешнеполитической, поскольку особенности технологического процесса – завоз новых ТВЭЛов и утилизация отработанного ядерного топлива привязывают приобретателя российской ядерной технологии к стране-производителю.

Как считает Мамедов, в более долгосрочной же перспективе и атомная генерация будет восприниматься как весьма реальный предмет для обсуждения на двустороннем треке, так как возможности атомной генерации, ее разносторонние дивиденды в регионе все еще недооценены.

Наконец, весьма важной предпосылкой для укрепления сотрудничества между Баку и Москвой, в том числе в энергетике, может стать еще одно направление. Президент России в Баку заявил об идее создания Российско-Азербайджанского университета и одобрении этой идеи со стороны его азербайджанского коллеги. По словам Мамедова, именно этот аспект стал очень важным моментом визита, поскольку характер, структура и наметившиеся перспективы сотрудничества между Азербайджаном и Россией диктуют целесообразность формирования мощной научной, аналитической базы и образовательного центра для подготовки высококвалифицированных кадров, в частности в сфере энергетики. Список и содержание задач и целей будут расширяться, повышая степень актуальности сотрудничества в сфере науки и образования. 


Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1014
Министр энергетики Молдавии едет просить топливо у "Газпрома"

Министр энергетики Молдавии едет просить топливо у "Газпрома"

Светлана Гамова

Остановка ГРЭС в Приднестровье оставит без света и Кишинев

0
1418
Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 18.11.24

0
1391
Домоправители мира сего

Домоправители мира сего

Михаил Стрелец

Христианские конфессии дружно претендуют на этический контроль над разрешением проблем экологии

0
1647

Другие новости