Из-за высоких цен на газ и электричество европейские предприятия вынуждены сокращать или останавливать производство. Фото Unsplash
В современном мире растет интерес к энергозатратам военно-промышленных комплексов (ВПК). Конечно, задаются непростые вопросы. Как энергозатраты зарубежных военно-промышленных комплексов влияют на стоимость продукции и конкуренцию на мировом рынке? Каково влияние специальной военной операции (СВО) России в Украине на цены на энергоносители для европейского сегмента военной промышленности коллективного Запада? Попытаемся пролить свет на обозначенные проблемы.
Исторический опыт учит, что невозможно выйти победителем в боевых действиях, не имея достаточных энергетических ресурсов. Это чрезвычайно важно учитывать и в мирное время. На энергетических ресурсах завязан производственный процесс в военно-промышленном комплексе. В военное время в разы возрастал объем вооружений и военной техники (ВиВТ), произведенный ВПК. Не меньшим был и рост энергозатрат. Выпуск ВиВТ подпитывал этот рост развитием вглубь и вширь.
Сейчас энергозатраты вышли на такой уровень, когда следует бить тревогу. Если не остановиться на набранных сейчас масштабах энергозатрат, то возможны изменения общепланетарного характера. Станет реальностью совершенно новый климат. Старший научный сотрудник кафедры эконометрики и статистики Уральского федерального университета Сохаг Кази пишет: «С одной стороны, военно-промышленный комплекс (наземные транспортные средства, самолеты и морские суда) потребляет колоссальное количество ископаемого топлива. Около 75% мирового потребления невозобновляемых источников энергии (уголь, газ, нефть) приходится на военные действия. Пятью основными потребителями нефти, газа и угля в 2019 году были Китай (120,64 EJ), США (78,81 EJ), Индия (31,01 EJ), Россия (26,2 EJ) и Япония (16,33 EJ). Эксаджоуль (EJ) как единица измерения равен 10 в 18-й степени джоулей. 1 кВт-ч равен 3,6 мегаджоуля. Но в данном случае важны соотношения.
С другой стороны, ВПК – один из основных источников загрязнения воздуха и окружающей среды. Страны наносят разный экологический ущерб. По сравнению с бедными богатые страны неизменно создают больше проблем для глобальной экосистемы. Пентагон является ярким примером одного из основных потребителей невозобновляемых ресурсов. США содержат сотни военных баз в 60 странах».
ВПК и возобновляемые источники
Можно определенно утверждать, что использование гидроэнергии, энергии ветра, солнечной энергии, геотермальной энергии, биомассы и энергии приливов и отливов привело к снижению энергозатрат в системе функционирования ВПК. Это – глобальный тренд. Что же объединяет перечисленные источники энергии? Они относятся к категории возобновляемых. Уже по определению отпадает сама постановка вопроса об их истощении. Ориентируясь на возобновляемые источники энергии (ВИЭ), предприятия системы ВПК снижают себестоимость выпускаемой продукции, в выгодном для себя русле решают вопрос о ее стоимости, предъявляют сильный аргумент своим конкурентам.
Углеводороды постепенно дорожают (в частности, в свете последних вооруженных конфликтов и ограничений (санкций) в торговле углеводородами). Многие страны и межгосударственные коалиции вводят штрафы за избытки эмиссии CO₂ в атмосферу и практически всей экономике, включая и военную сферу, становится невыгодно пользоваться энергией, получаемой из углеводородов. Вводятся налоги на импорт продукции, которая была произведена при помощи энергии, полученной путем сжигания углеводородов. Таким образом, все сектора экономики, включая военпром, подталкивают к переходу на использование зеленой энергии (так называемой энергии, получаемой из возобновляемых источников). Собственно, это должно влиять на снижение их энергозатрат, через уменьшение необходимости платить всякие дополнительные налоги и штрафы.
Кроме того, сама зеленая энергия дешевеет со временем. На сайте ООН читаем: «В период с 2010 по 2020 год стоимость электроэнергии от солнечных батарей снизилась на 85%. Стоимость наземной и морской ветровой энергии уменьшилась на 56 и 48% соответственно».
Зеленая эволюция
Важно также упомянуть о целях корпораций (в том числе военпрома) о переходе на зеленую энергетику.
Военно-промышленная компания Lockheed Martin поставила перед собой цель сократить абсолютные выбросы парниковых газов категории 1 и 2 на 35% к 2030 году по сравнению с базовым уровнем 2016 года. Она также взяла на себя обязательство обеспечить 100% возобновляемую энергию к 2050 году. Некоторые из инициатив, которые компания реализовала для достижения этих целей, включают: установку солнечных панелей и ветряных турбин на своих объектах, модернизацию систем освещения и отопления, вентиляции и кондиционирования, внедрение систем управления энергопотреблением и участие в программах закупки экологически чистой энергии.
Военно-промышленная компания Boeing поставила цель сократить абсолютные выбросы парниковых газов категории 1 и 2 на 25% к 2025 году по сравнению с базовым уровнем 2017 года. Компания также взяла на себя обязательство обеспечить 100% возобновляемую электроэнергию к 2025 году. Некоторые из инициатив, которые компания реализовала для достижения этих целей, включают: установку солнечных панелей и геотермальных систем на своих объектах, повышение топливной эффективности самолетов, реализацию мер по энергосбережению и приобретение кредитов на возобновляемую энергию и разрешений на эмиссию выбросов углекислого газа.
Подобные цели ставят перед собой и принимают соответствующие меры и другие компании в отрасли оборонной промышленности: RTX Corporation, Northrop Grumman, General Dynamics.
Применение новейших технологий ощутимо повлияло на экономические показатели. С 2008 года Lockheed Martin установила на своих предприятиях 15 систем на базе солнечных батарей общей мощностью 31,5 МВт. Примеры включают солнечные фотоэлектрические системы мощностью 90 кВт и 751 кВт на объектах в Навре (Австралия) и Мелеце (Польша). Система в Навре обеспечивает 30% энергетических потребностей объекта, а система в Мелеце приводит к экономии затрат на коммунальные услуги в размере 210 тыс. долл. США в год и сокращению выбросов углекислого газа на 461 метрическую тонну эквивалента углекислого газа (MTCO₂e).
Военно-промышленная компания Lockheed Martin планирует полностью перейти на возобновляемую энергетику к 2050 году. Иллюстрация с сайта www.lockheedmartin.com |
Конкурентоспособность Lockheed Martin или ее способность получать и сохранять преимущество над конкурентами зависит от различных факторов, таких как спрос и предложение ее продуктов и услуг, качество и инновационность ее продуктов и услуг, уровень конкуренции и сотрудничества на рынке, политическая ситуация и ситуация с безопасностью в мире, а также стоимость и эффективность ее операций. По данным SIPRI, Lockheed Martin заняла первое место по мировым продажам оружия в 2019 году с долей рынка 11%, за ней следуют Boeing с 5,7% и RTX Corporation с 5,5%. Чистый объем продаж компании увеличился на 9% с 59,8 млрд долл. в 2019 году до 65,4 млрд долл. в 2020 году, а чистая прибыль выросла на 9,5% с 6,2 млрд долл. в 2019 году до 6,8 млрд долл. в 2020 году.
Компания Lockheed Martin добилась своей конкурентоспособности и капитализации за счет реализации различных стратегий, таких как:
– диверсификация портфеля и расширение международного присутствия. Компания увеличила чистые продажи международным клиентам с 21% в 2015 году до 29% в 2020 году и вышла на новые рынки, такие как гиперзвуковое оружие, искусственный интеллект и квантовые вычисления;
– инвестирование в исследования и разработки и приобретение новых технологий. Компания увеличила расходы на исследования и разработки с 1,1 млрд долл. в 2015 году до 1,5 млрд долл. в 2020 году и приобрела несколько компаний, таких как Sikorsky, Aerojet Rocketdyne и Vector Launch;
– снижение затрат на электроэнергию и выбросов. Компания поставила перед собой цель сократить абсолютные выбросы парниковых газов категории 1 и 2 на 35% к 2030 году по сравнению с базовым уровнем 2016 года. Компания также взяла на себя обязательство обеспечить 100% возобновляемую энергию к 2050 году. Некоторые из инициатив, которые компания реализовала для достижения этих целей, включают: установку солнечных панелей и ветряных турбин на своих объектах, модернизацию систем освещения и отопления, вентиляции и кондиционирования, внедрение систем управления энергопотреблением и участие в программах закупок экологически чистой энергии.
Влияние СВО
Каково влияние специальной военной операции России в Украине на цены на энергоносители для европейского сегмента коллективного Запада? В этом противостоянии можно выделить два периода. Первый охватывает временной промежуток с 24 февраля по конец 2022 года. Второй имеет следующие хронологические рамки: январь 2023 года – наши дни.
Рост цен на энергоносители вызывает существенные опасения в аэрокосмической отрасли. Финансовые аналитики говорят, что поставщики двигателей могут пострадать больше всего, если затраты на электроэнергию станут долгосрочной проблемой. Зима приближается для аэрокосмической и оборонной промышленности, и некоторые наблюдатели опасаются, что деловая активность в этом секторе может замедлиться из-за роста цен на электроэнергию.
«Из всех негативных новостей о европейских ценах на энергоносители, которые мы видели за последнюю неделю или две, меня больше всего поразила та, которая характеризовала природный газ по цене, эквивалентной 500 долл. за баррель нефти», – сказал 29 августа прошлого года аналитик Melius Research Роб Вертхаймер.
2 сентября прошлого года нидерландский производитель алюминия Aldel объявил об остановке оставшихся мощностей на своем предприятии в Фармсуме, сославшись на сохраняющиеся высокие цены на энергоносители и отсутствие государственной поддержки. По данным Reuters, Aldel пополняет растущий список компаний, сокращающих или останавливающих европейское производство, поскольку цены на газ и электроэнергию в этом году выросли на сотни процентов по сравнению с уровнями 2021 года.
Неудивительно, что компании аэрокосмической и оборонной промышленности сталкиваются с ростом затрат на ведение бизнеса, будь то инфляция заработной платы, сырья или транспортировки товаров. Более высокие цены на энергоносители напрямую поддерживают перспективы роста в последних двух сегментах. «Мы ясно наблюдаем инфляцию, – сказал Грег Хейс, председатель, президент и главный исполнительный директор Raytheon Technologies, 14 сентября прошлого года на конференции инвесторов. – В цепочке поставок [это] в основном касается сырья и энергии». Он отметил, что американский поставщик аэрокосмической и оборонной продукции Super Tier 1 пересматривает планы по сокращению расходов на производство, электроэнергию и доставку. Неопределенные планы имели меньше смысла, когда затраты были ниже, но не больше. «Мы пересматриваем некоторые из наших старых планов, и сейчас эти проекты пробиваются на вершину рейтинга», – подчеркнул он. Тем не менее, согласно отчету консалтинговой компании Jefferies от 9 сентября прошлого года, аэрокосмическая и оборонная отрасли не должны быть в числе первых отраслей, пострадавших от любого энергетического кризиса. Например, на весь транспортный рынок приходится 23% мирового потребления алюминия, а на аэрокосмическую и оборонную промышленность с относительно низкими темпами производства приходится лишь малая часть этого показателя. Прямое воздействие более высоких тарифов на газ и электроэнергию также может быть смягчено для сектора из-за мер по экономии затрат.
«Обеспокоенность по поводу прямых затрат ограничена, поскольку, по нашим оценкам, все компании, находящиеся в нашем охвате, показывают, что менее 1% продаж связано с затратами на электроэнергию, – пишут авторы отчета Jefferies Group. – Мы понимаем, что в отношении газа было введено хеджирование, которое должно защитить эту зиму, а в некоторых случаях и большую часть 2023 года. Что касается электроэнергии, действующие контракты также предполагают гораздо меньший рост цен, чем текущие оптовые данные». Конечно, если более высокие затраты на электроэнергию сохранятся, это повлияет на бизнес-модели. В отчете Jefferies сказано, что цепочки поставок двигателей, как правило, более уязвимы, учитывая их большую потребность в энергоемкой ковке и литье металлических деталей. Но аналитики считают, что для изменения бизнеса потребуется «крайне негативный сценарий повсеместного дефицита».
Как обстоят дела у отдельных европейских аэрокосмических и оборонных компаний? В рейтинге от самого низкого до самого высокого по степени воздействия Jefferies перечислил BAE Systems, Thales, Rolls-Royce, Airbus, Safran и MTU. «BAE Systems следует в значительной степени пощадить из-за ее стратегической деятельности и низкого влияния на Германию, – пишут аналитики. – Thales должна быть защищена от сбоев, но она наиболее подвержена рискам инфляции заработной платы. Среди производителей двигателей, где риски имеют более высокий приоритет, мы считаем, что Rolls-Royce немного менее подвержен риску из-за меньших объемов продаж и потребностей (авиалайнеров) в увеличении мощности, чем Safran и MTU». В частности, немецким компаниям, таким как MTU, придется следить за инфляцией заработной платы.
Наконец, из-за своего положения лидер европейской аэрокосмической и оборонной промышленности на первый взгляд остается наиболее незащищенным. «Airbus находится на перепутье, демонстрируя средний профиль риска, но перебои с поставками двигателей могут ухудшить его перспективы», – отмечают аналитики Jefferies. Но штрафы к поставщикам за неудовлетворительную работу могут частично компенсировать это. Что остается несомненным, так это то, что энергетическая инфляция станет еще одним важным объектом наблюдения, поскольку аэрокосмическая и оборонная промышленность переживают один из наиболее энергозависимых сезонов. «Большинство компаний пока не ощущают большого давления в Европе, – считают аналитики Vertical Research Partners, – но все признают, что зима может быть суровой».
Рассказ о втором периоде начнем с сообщения Bloomberg: «Цены на газ в Европе упали на 60% в течение 2023 года, а в 2024-м снизились еще на 12%». «Это уже вторая зима, которую Европа переживает без российского газа. Тот факт, что сейчас существует прецедент – зима 2022/23 года, которая прошла без каких-либо проблем, – помогает успокоить нервы трейдеров», – сказал Ким Фустиер, глава отдела европейских исследований в области нефти и газа HSBC Holdings Plc в январе 2024 года.
ВИЭ развивались так и таким образом, что это отразилось в энергетическом балансе континента. Там повысилась доля ВИЭ. Вновь цитируем Фустиера: «Увеличение количества ветряных турбин и солнечных установок помогло снизить потребность в топливе наряду с восстановлением производства атомной энергии во Франции в прошлом году».
И все-таки в этом году европейцам будет над чем ломать голову. Продолжается энергетический кризис в ФРГ. В декабре 2024 года полностью теряет свою юридическую силу Соглашение о транзите газопровода между Россией и Украиной. Сложно представить, что россияне и украинцы в ближайшее время сядут за стол и договорятся о продлении соглашения.
Заслуживает внимания и то, что писал Майкл Бруно. Майкл Бруно, базирующийся в Вашингтоне, является исполнительным редактором отдела бизнеса Aviation Week Network. Цитируем: «Несмотря на огромные инвестиции в сжиженный природный газ (СПГ), большая часть новых мощностей появится на рынке не раньше 2025 и 2026 годов». В Европе с тревогой восприняли заявление президента США Джозефа Байдена от 26 января 2024 года о временной паузе в одобрении решений по экспорту СПГ.
Брест, Белоруссия