Северный морской путь может помочь компаниям, которые пытаются скорректировать логистику из-за атак йеменских хуситов в Красном море. Фото с сайта www.rosatomflot.ru
Фрагментаризация морского судоходства связана с двумя явлениями современного мира, обусловленными геополитическими конфликтами в Украине и в секторе Газа, которые далеко выходят за свои регионы. Украинский конфликт привел к введению множества пакетов антироссийских санкций со стороны Запада. Западные санкции ударили в том числе по традиционным морским маршрутам российского экспорта: по Балтийскому и Черноморскому путям, конфликт в секторе Газа уже привел фактически к приостановке работы Суэцкого канала. После нападения на контейнерное грузовое судно Hapag-Lloyd в Красном море компания на время приостановила судоходство через Суэцкий канал. Представитель гамбургской судоходной компании сообщил Deutsche Presse-Agentur, что новое решение будет приниматься по ситуации.
Как сообщает французская газета Figaro, грузовое судно «Аль-Джасра» ранее было обстреляно в проливе между Йеменом и Джибути. В частности, были повреждены контейнеры, однако конструкция судна не пострадала. Пострадавших не было. По данным СМИ, на борту произошел пожар.
Сообщается, что грузовое судно прошло через Суэцкий канал из Пирея в Греции и направлялось в Сингапур. После атаки оно смогло продолжить движение.
Но Суэцкому каналу уже ищут альтернативы. Быстро развивается Дальневосточный путь, а кроме того, вес набирает коридор перевозок «Север–Юг» через Каспийское море.
Северный морской путь
Северный морской путь (СМП) может обеспечить судоходство кораблей, желающих перестроить свой маршрут из-за атак йеменских повстанцев-хуситов в Красном море, заявил РИА Новости посол по особым поручениям МИД России Николай Корчунов.
«Да, в принципе может позволить при условии соблюдения требований Полярного кодекса и положений соответствующих документов российского регулирования прохода по Северному морскому пути», – пояснил дипломат.
Мировые компании одна за другой объявляют о приостановке перевозок через Красное море на фоне угроз йеменских хуситов атаковать любые связанные с Израилем корабли, причем сообщалось уже о нескольких обстрелах судов в этом регионе. Такое решение приняли британская BP, французская CMA CGM, немецкая Hapag-Lloyd, швейцарский контейнерный перевозчик Mediterranean Shipping Company (MSC) и датская компания A.P. Moller-Maersk.
После сообщений о нападениях на суда в регионе участники рынка морского страхования Лондона расширили зону повышенного риска в Красном море. На опасениях перебоев с поставками биржевые цены на газ в Европе подскочили на 10% и стали держаться выше 400 долл. за 1 тыс. куб. м. Нефть дорожала на 3,5% – котировки Brent выше 79 долл. за баррель впервые с 5 декабря.
С учетом складывающихся реалий становится понятным заявление российского президента Владимира Путина, что Севморпуть стал более эффективным, чем Суэцкий канал.
Figaro отмечает в связи с этим, что Северный морской путь протяженностью более 3 тыс. морских миль (5556 км) соединяет Баренцево море и Берингов пролив. Это кратчайший путь между Европой и Азией, а также самый короткий морской маршрут между Дальним Востоком и европейской частью России. Транспортировка грузов с Дальнего Востока в Европу с использованием Севморпути осуществляется на расстоянии 14 тыс. км.
Россия реализует федеральный проект «Развитие Северного морского пути», подразумевающий создание инфраструктуры, способствующей увеличению грузопотока до 80 млн т в 2024 году и 110 млн т к 2030 году, а также увеличение суммарной мощности морских портов до 110 млн и 115 млн т соответственно. Согласно утвержденному ранее плану, годовой грузопоток по Севморпути к 2035 году должен составить 220 млн т.
Интернет-портал Vgudok опубликовал подборку мнений на тему «Как стать новым Суэцем? Северный морской путь – в комментариях отрасли, цифрах и фактах» и попросил ответить на вопрос, есть ли альтернативы Севморпути.
Президент Национального исследовательского центра «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин: «Для месторождений, расположенных в регионе тяготения СМП, Северный морской путь является исключительной транспортной артерией. Для части транзитных грузов альтернативой является Транссибирская и Байкало-Амурская железнодорожные магистрали».
Председатель Русско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей (РАСПП) Виталий Манкевич: «Альтернативы СМП сразу три – это Northwest Passage (NWP), Transpolar Sea Route (TSR) и Arctic Bridge Route (ABR). Правда, они больше теоретические, так что пока реальной альтернативы СМП в Арктике нет, даже с учетом того, что артерия крайне далека от реализации своего максимума и развита слабо с точки зрения инфраструктуры».
Генеральный директор ГК «Маршал», основатель Академии логистики Михаил Белоусов: «Альтернативы Северному морскому пути включают: Транссибирскую железную дорогу через Россию; сухопутный транспорт через Китай и Европу; транспортировку грузов авиатранспортом; морской путь через Суэцкий канал из Атлантики в Тихий океан».
Из Балтики в Каспий
К новым торговым путям, позволяющим обходить западные санкции, относится путь через Волгу. Как известно, миновав Астрахань, воды Волги, крупнейшей реки Европы (3530 км), впадают в Каспийское море, самый большой закрытый водоем на планете (371 000 кв. км). В дельте огромный водный путь разделен на сотни каналов. Вода течет среди продуваемых всеми ветрами дюн и болот, усеянных цветами лотоса – эмблемой региона. Чтобы пройти от Волги до Каспия, катера должны использовать 188-километровый канал, судоходность которого находится под угрозой из-за заиливания: за последние два года его глубина уменьшилась более чем на 80 см из-за понижения уровня Каспийского моря.
Тем не менее этот канал представляет собой один из ключевых сегментов огромного проекта, идея которого зародилась еще в 2000-е годы. Сейчас украинский конфликт дает этой идее мощный толчок. Это идея международного транспортного коридора (МТК) «Север–Юг». Это гигантская «мультимодальная» торговая артерия (железнодорожная, морская, речная и автомобильная) длиной 7200 км. Согласно проекту, она призвана соединить Санкт-Петербург с Мумбаи (Индия) через Каспийское море и Иран (в частности, через порт Бендер-Аббас). Этот коридор связан с евразийским проектом и с проектом «поворот в сторону Востока». Сочетание этих проектов теоретически должно позволить обойти западные санкции против России.
Геополитические конфликты привели к фрагментации морского судоходства, и теперь приходится выстраивать новые логистические цепочки. Фото с сайта www.vts-group.ru |
Роль Астрахани
Ведущую роль здесь может сыграть город Астрахань, раскинувшийся по обе стороны величественной Волги. Древнейший город, бывший одной из «реперных точек» Шелкового пути, а потом одной из столиц Золотой Орды, захваченный Иваном Грозным в XVI веке. Этот город сегодня сочетает черты прошлого и настоящего. Здесь на одной и той же улице деревянные избы и ветхие постройки могут соседствовать с современными зданиями. Но в своей городской «душе» Астрахань – по-прежнему «торговый город». «Сюда всегда приезжали то персидские купцы, то купцы других стран, город всегда жил за счет торговли, и сегодня торговля потихоньку возвращается», – говорит Станислав Синченко, председатель Торгово-промышленной палаты Астраханской области. «Коридор «Север–Юг» – это глоток свежего воздуха для нашего региона», – добавляет он. А свежий воздух сейчас очень нужен: по официальным данным, население области (950 тыс. жителей в 2023 году) уже несколько лет постоянно сокращается.
Опираясь на цифры, губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин говорит о «положительной динамике», наблюдаемой с прошлого года: «За семь месяцев текущего года объем перевалки грузов (2,3 млн т) увеличился на 70% по сравнению с прошлым годом». По его словам, экспорт увеличился на 77%, а импорт – на 44%. «Зерно и растительное масло составляют основную часть грузооборота портов региона и грузовых терминалов порта Астрахань. Также отправляем строительные пиломатериалы, химикаты и удобрения, цемент, полипропилен», – перечисляет губернатор. 19 сентября прошлого года он возглавил форум в Астрахани, на котором собрались представители пяти стран, граничащих с Каспием (Азербайджан, Казахстан, Иран, Россия, Туркменистан), подписавших в 2018 году конвенцию о морских перевозках и совместном использовании ресурсов.
Губернатор Бабушкин напомнил им об «особом внимании», которое российский президент уделяет МТК. В феврале 2022 года он потребовал, чтобы к его окончанию осадка в канале была на уровне как минимум 4,5 м. С тех пор «17 землесосов работают круглосуточно», говорит губернатор. Еще одним приоритетом является строительство современного флота контейнерных судов. «В мае были спущены на воду первые четыре корабля этого типа», – поясняет Игорь Бабушкин. В важнейшей инфраструктурной сфере «кластер» объединяет две разрабатываемые сейчас площадки – особую экономическую зону «Лотос» в 50 км выше по течению от Астрахани и логистический «хаб» для контейнеров в районе порта Оля в 70 км ниже по течению от центра города Астрахани. Нынешние портовые мощности пока ограничены.
Идея торгового пути, соединяющего Россию, Иран и Индию, была закреплена в соглашении, подписанном тремя странами еще в 2002 году. Проект МТК был официально оформлен в 2017 году. Но его экономический потенциал, кроме региональных перевозок, казался нереальным по сравнению с тремя основными торговыми путями, которые Россия использовала примерно в равной мере. Вот эти традиционные торговые пути России: Северо-Западный (Балтийское море), Черноморско-Азовский и Дальневосточный. «Благодаря санкциям мы поняли, что МТК – это важный проект и что мы должны его реализовать», – признает Игорь Левитин, бывший министр транспорта России и помощник Владимира Путина в этом секторе. «Да, с началом СВО ситуация изменилась», – резюмирует Александр Тысячников, консультант по вопросам морского транспорта. «Европейские судоходные компании ушли с российского рынка. Наибольшие потери были на балтийском направлении, где европейские компании обеспечивали около 75% грузоперевозок. На Черном море эти потери достигали 45–50%; на Дальнем Востоке они были незначительными», – подчеркивает эксперт, отмечая, что «именно тогда Россия начала рассматривать коридор «Север–Юг» как альтернативу». «В марте 2022 года Санкт-Петербург стал почти изолирован (с точки зрения международной торговли); и вот тогда, в апреле 2022 года пошли первые поставки по коридору «Север–Юг», – поясняет эксперт.
«В ближайшем будущем мы увидим этот коридор в полном развитии. У России и Ирана есть общий главный посыл: «Нет санкциям!» – заявил газете Figaro генеральный консул Ирана в Астрахани Мехди Акушекян.
Есть у проекта и недоброжелатели. В апреле 2022 года британская «Гардиан» заявила, что Иран поставлял через МТК оружие в Россию для использования в Украине. Москва это опровергает…
Выигравшие регионы
В России есть целый ряд регионов, которые выиграли от начала специальной военной операции (СВО). Среди них регионы – производители вооружений, особенно в центре европейской части страны (Тула, Владимир, Тверь). Но есть такие и «во глубине России» – Удмуртия, Кировская область, Пенза). Они демонстрируют высокие темпы экономического роста: у Тулы 15%, у Твери – 13%. Неплохо развиваются уральские регионы: Екатеринбург (12%) и Челябинск (11%). Другая группа выигравших регионов – это те, которые воспользуются тем, что «логистика нацеливается на восток, стимулируя развитие железных дорог и портов». Торговый оборот России с Китаем достиг 155 млрд долл. только в первые восемь месяцев 2023 года, а это рост в 32% по отношению к 2022 году. Происходит и невиданный рост торговли с Индией: оборот утроился за первое полугодие 2023 года, достигнув 33 млрд долл. Растет и торговля с Ираном: рост составил 20%, а торговый оборот достиг 4,9 млрд долл.
И в данном случае мы не можем не увидеть определенные черты совпадения Великого шелкового пути Китая с нынешним юным МТК. Отдельные его участки полностью совпадают. И это обстоятельство открывает надежду не только на возрождение южного участка Великого шелкового пути, но и на то, что этот путь в нынешних условиях при использовании инфраструктуры юного МТК сможет реально заработать.