В некоторых регионах мира традиционные энергоресурсы недоступны, а ставка на альтернативные может усугубить проблему голода. Фото Reuters
Очевидно, что различия в доступности традиционных энергоресурсов в различных регионах мира определяли приоритеты в развитии индустрии производства биотоплива. Существуют различные социальные, экономические, экологические и технические проблемы, связанные с производством и использованием биотоплива, которые широко обсуждаются в средствах массовой информации и научных журналах. К ним относятся: влияние цен на нефть и другие энергоносители, возможности устойчивого производства биотоплива, дебаты «продовольствие против топлива», потенциал сокращения бедности (особенно в развивающихся странах), уровни выбросов углекислого газа, вырубка лесов и эрозия почвы, потеря биоразнообразия, воздействие на водные ресурсы, возможные изменения, необходимые для модернизации двигателей на биотопливе, а также энергетический баланс и эффективность производства биотоплива в целом.
Мы попытаемся разобраться в некоторых из этих вопросов на примере двух крупнейших производителей.
Драйверы роста
В отличие от других возобновляемых источников энергии биомассу можно превращать непосредственно в жидкое или твердое топливо. Как жидкое, так и твердое биотопливо также можно использовать для отопления и производства электроэнергии. Наиболее распространенное жидкое биотопливо преимущественно используется для удовлетворения потребностей в транспортном секторе, традиционно использующем продукты переработки нефти. Спрос на жидкое биотопливо в 2022 году достиг рекордного уровня в 4,3 эДж (170 млрд л). Двумя наиболее распространенными типами жидкого биотоплива, используемыми сегодня, являются этанол и биодизель. Газообразное топливо, произведенное из биомассы, или свалочный газ (например, метан, образующийся на свалках при гниении отходов), может использоваться непосредственно в виде газа или преобразовываться в жидкое топливо. Большинство этих видов биотоплива могут претендовать на использование в различных государственных программах, которые поощряют или требуют использования биотоплива в ряде регионов мира.
Терминология для различных типов биотоплива, используемая в государственном законодательстве и программах стимулирования, а также в отраслевом брендинге и маркетинге, значительно различается. Например, в названиях биотоплива перед типом или использованием топлива могут стоять слова «био» (например, «биодизель» или «биоджет») или «передовой», «альтернативный», «чистый», «зеленый», «низкоуглеродный», «возобновляемый» или «устойчивый», что в определенных случаях может вводить в заблуждение потребителей. Поэтому, как и во многих других областях, важно отделить действительно зеленые решения от гринвошинга (экологичное позиционирование компании или товара/услуги без достаточных для этого оснований).
Подход США
Развитие биотоплива в США. В 2007 году Конгресс принял Закон об энергетической независимости и безопасности (EISA) с заявленной целью «продвинуть Соединенные Штаты к большей энергетической независимости и безопасности, увеличить производство чистого возобновляемого топлива». В соответствии с этими целями EISA определил шаги по увеличению до 130 млрд л/год объема возобновляемого топлива, необходимого для смешивания с транспортным топливом. Агентство по охране окружающей среды по согласованию с министерствами сельского хозяйства и энергетики США должно оценивать и раз в три года отчитываться перед Конгрессом о воздействии Программы стандартов возобновляемого топлива (RFS) на окружающую среду и сохранение ресурсов. Первый отчет Конгрессу был завершен в 2011 году и содержал следующие выводы по оценке воздействия на окружающую среду и сохранение ресурсов: воздействие увеличения производства и использования биотоплива на окружающую среду, вероятно, было отрицательным, но ограниченным по своему воздействию; существует вероятность как положительного, так и отрицательного воздействия в будущем; цели EISA по производству биотоплива могут быть достигнуты с минимальным воздействием на окружающую среду, если будут использоваться передовые методы и если будут развиты технологии, облегчающие использование сырья для биотоплива второго поколения (кукурузная солома, многолетние травы, древесная биомасса, водоросли и отходы).
С 2007 года производство биотоплива в США, в основном из кукурузы, увеличилось более чем вдвое. Это вызывает опасения по поводу непредвиденных последствий для сельскохозяйственных и топливных рынков. Распространение биотоплива способствовало первоначальному значительному повышению цен на сельскохозяйственную продукцию, но поскольку продуктивность сельскохозяйственных культур возросла, а структура посевов изменилась со временем, это влияние несколько нивелировалось. Смоделированные оценки косвенных изменений в землепользовании и связанной с ними интенсивности выбросов ПГ от биотоплива также резко снизились по сравнению с первоначальными уровнями. Кроме того, рост производства биотоплива вызвал весьма умеренное снижение цен на ископаемое топливо. Наконец, эффект масштаба и технологические усовершенствования сделали биотопливо из кукурузы более конкурентоспособным, сократив необходимость в субсидиях и импортных тарифах. Закон США о снижении инфляции (IRA) обеспечивает поддержку производства и инвестиций в биотопливо, оцениваемую в 9,4 млрд долл. до 2031 года.
Бразильские инвестиции
Во время нефтяного кризиса 1973 года страны – производители нефти на Ближнем Востоке объявили нефтяное эмбарго, в результате чего за считаные месяцы мировые цены на нефть выросли в четыре раза. В ответ Бразилия начала инвестировать в производство и инфраструктуру биотоплива. Сегодня страна является одним из крупнейших в мире производителей и потребителей этанола, уступая по объему производства только США, а по объему потребления – США и Германии. В автопарке Бразилии преобладают модели с гибким топливом, способные работать на чистом этаноле, чистом бензине или любой их смеси. Заправочные станции по всей Бразилии оборудованы для продажи и чистого этанола. Поскольку энергосодержание этанола составляет лишь 70% от обычного бензина, потребители обычно предпочитают его бензину, если цена составляет менее 70% от цены бензина. Даже «обычный» бензин в Бразилии содержит в смеси до 27% этанола. Бразилия планирует увеличить долю использования биодизеля до 15% к 2026 году по сравнению с 10% в 2022 году. Эти факторы делают Бразилию важным рынком для биотоплива, как производимого внутри страны, так и импортируемого (в основном из США).
Общий объем производства этанола в Бразилии в 2022 году оценивается в 31,66 млрд л, что на 6% больше, чем в 2021 году, в 2023 году оценивается в 32,95 млрд л, что на 7% больше, чем в 2022 году, благодаря ожидаемому увеличению производства сахарного тростника и устойчивому увеличению производства этанола из кукурузы. В отличие от США 96% бразильского этанола производится из сахарного тростника. В стране имеется около 350 таких заводов, и они в основном сосредоточены вдоль побережья. Однако в последние годы небольшая, но растущая доля бразильского этанола производится из кукурузы; ожидается, что в течение следующего десятилетия эта отрасль будет быстро расширяться. В 2019 году Бразилия произвела 1,33 млрд л кукурузного этанола, но, по прогнозам, к 2028 году этот объем увеличится до 8 млрд л (по данным Национального союза производителей кукурузного этанола – UNEM, торговой ассоциации, представляющей зарождающуюся отрасль). В то же время, по прогнозам министра горнодобывающей промышленности и энергетики, при поддержке новой программы углеродных кредитов страны RenovaBio, потребление этанола в Бразилии к 2029 году вырастет до 43 млрд л. Это ожидаемое увеличение спроса стимулирует инвестиции в расширение производства этанола в Бразилии из кукурузы, культуры, урожай которой в стране сейчас составляет более 100 млн т/год. Большая часть увеличения производства кукурузного этанола в Бразилии является результатом расширения выращивания кукурузы второго урожая, известной как «сафринья», которая выращивается в основном в центрально-западном регионе и засевается после ежегодного сбора урожая сои. По данным Agroconsult, частной бразильской консалтинговой компании, за последнее десятилетие объем второго урожая кукурузы в Бразилии увеличился более чем вдвое, достигнув, по оценкам, рекордных свыше 100 млн т в сельскохозяйственном сезоне 2022/23 года. Это на 11% больше, чем в предыдущем году. В сельскохозяйственном сезоне 2022/23 года на кукурузу сафринья приходится более трех четвертей производства кукурузы в Бразилии.
Фабрики по выпуску биотоплива уже давно стали одной из главных составляющих «зеленых» программ. Фото Reuters |
Производственная эффективность предприятий зависит от того, какую культуру они перерабатывают. По данным UNICA, этанол можно производить из сахарного тростника с выходом 80–85 л на тонну, а из кукурузы – 410–430 л на тонну. Однако с учетом различной урожайности, этанол из сахарного тростника дает 6500–7500 л на гектар, а этанол из кукурузы – 2000–3500 л на гектар.
Доступность недорогой кукурузы из сафриньи в центрально-западной части Бразилии является основным фактором, который привлек национальные и международные компании к инвестированию в производство кукурузного этанола в Бразилии. Цены на кукурузу в этом регионе обычно ниже, чем на Юге, где сконцентрированы отрасли животноводства и птицеводства. Около 50% производимой в Бразилии кукурузы потребляется на корм животным, а 10% – на заводы по производству этанола на внутреннем рынке. Остальная часть, около 30% производства кукурузы, доступна для экспорта. Кукуруза имеет некоторые преимущества перед сахарным тростником, но кукуруза также представляет некоторые проблемы. Заводы по производству этанола в Бразилии работают на сжигании биомассы, поскольку доступ к природному газу может быть очень дорогим. Есть некоторые факторы, ограничивающие рост сектора кукурузного этанола. Одним из них является низкая плотность населения центрально-западного региона, что приводит к снижению локального спроса на топливо.
Земельный вопрос
Мир сталкивается с тремя глобальными кризисами – экологическим, энергетическим и продовольственным. Изменение тенденции демографической стагнации или роста населения в конкретном регионе может повлиять на каждый из этих факторов. С увеличением мирового населения соотношение потребностей в энергии и продовольствии на глобальном уровне также увеличится. Таким образом, это может привести к расширению конкуренции энергетики и пищевой промышленности.
Еда против топлива – эта дискуссия о риске перенаправления сельскохозяйственных угодий и ресурсов на производство биотоплива в ущерб запасам продовольствия в глобальном масштабе происходит уже несколько десятилетий. Ряд проведенных исследований свидетельствует о том, что биотопливо, его производство и субсидии являются основными причинами роста цен на сельскохозяйственную продукцию. При этом растут спрос и цены как на основные продукты питания, такие как кукуруза и маниока, которые обеспечивают базовый рацион большинства бедного населения мира, так и другие пищевые культуры, которые необходимы для дополнения базового рациона. Недавнее исследование Международного центра торговли и устойчивого развития показывает, что расширение производства этанола в США привело к увеличению цен на кукурузу на 21% в 2009 году по сравнению с ценами, которые были бы, если бы производство этанола было заморожено на уровне 2004 года. Контраргумент включает в себя соображения о типе кукурузы, которая используется в биотопливе: поскольку данные виды кукурузы непригодны для потребления человеком, а часть кукурузы, используемая в производстве этанола, используется для получения крахмала. С другой стороны, рост цен на кукурузу и зерно благотворно сказывается на благосостоянии фермеров и государства. Дебаты «продовольствие против топлива» или «продовольствие или топливо» вызывают споры на международном уровне, существуют разногласия по поводу того, насколько это важно, что является причиной того, каковы последствия и что можно или нужно с этим сделать.
В то время как некоторые научные работы показали, что биотопливо является возобновляемым и экологически чистым, другие исследователи пришли к выводу, что биотопливо вредно для окружающей среды, сокращает экспорт пищевой кукурузы и сои, повышает цены на продовольствие и превращает больше несельскохозяйственных земель в сельскохозяйственные.
Один из первых комплексных анализов жизненного цикла биодизеля, произведенного в Соединенных Штатах из соевого масла, был проведен Sheehan et al. в 1998 году. Было показано, что на каждую единицу ископаемого топлива, используемого в течение жизненного цикла производства биодизеля, из биодизеля получается 3,2 единицы энергии. Исследование также показало, что использование биодизеля снижает чистые выбросы парниковых газов (ПГ) на 78,45%.
Другой анализ жизненного цикла биотоплива, включающий косвенные изменения в землепользовании, был опубликован в 2008 году. Авторы утверждали, что «для производства биотоплива фермеры могут напрямую вспахивать больше лесов или пастбищ, высвобождая в атмосферу большую часть углерода, ранее хранящегося в растениях и почвах, в результате разложения или пожара. Потеря зрелых лесов и лугопастбищных угодий также препятствует связыванию углерода по мере роста растений. Это упущенное связывание эквивалентно дополнительным выбросам. В качестве альтернативы фермеры могут перенаправить существующие культуры или пахотные земли на биотопливо, что вызывает аналогичные косвенные выбросы. Фермеры во всем мире реагируют на это, вырубая больше лесов и пастбищ, чтобы заменить сельскохозяйственные культуры на корма и продукты питания». Используя всемирную сельскохозяйственную модель, в документе прогнозировалось, что производство 56 млрд л кукурузного этанола может привести к увеличению спроса на кукурузу; при этом земли, ранее использовавшиеся для выращивания соевых и пшеницы, будут переведены на кукурузу, а цены на кукурузу, соевые бобы и пшеницу увеличиваются на 40%, 20% и 17% соответственно. При этом ожидается, что экспорт сельскохозяйственной продукции из США может резко сократиться (кукуруза на 62%, пшеница на 31%, соевые бобы на 28%, свинина на 18% и куриное мясо на 12%). Когда другие страны заменят экспорт США, фермеры должны будут находить себе другие источники дохода.
Разработка технологий и расширение использования продовольственных культур для производства биотоплива может усугубить конкуренцию между пищевой и биотопливной промышленностью. Противоречивые результаты многочисленных исследований привели к путанице в формировании общественного мнения. В этом контексте крайне важен пример производства кукурузного этанола в Бразилии, при котором не требуется выделения посевных площадей, так как повторно используются поля, ранее занятые соей. Однако данный опыт воспроизводим в регионах с аналогично-благоприятными условиями для ведения сельского хозяйства (солнечная радиация, вода, почва и т.д.).
Если экономика продовольственного сектора не может обеспечить достаточной глобальной устойчивости по сравнению с биотопливным сектором, то, очевидно, это повлияет на возможности достижения ряда целей устойчивого развития. Вполне возможно, развитие производства биотопливных культур в больших масштабах, в частности для обеспечения потребностей «золотого миллиарда» и задач его декарбонизации, может подвергнуть беднейшие сообщества дополнительному риску, например проблемам с доступом к землям и сырью для производства продуктов питания.
В случае России наиболее важным представляется использование биотоплива для энергоснабжения, в частности, удаленных, негазифицированных регионов, возможной замены «северного завоза». Для России, являющейся крупнейшей ресурсной державой, данные изменения как на сельскохозяйственном, так и энергетическом мировом рынке могут быть важны для выстраивания долгосрочной стратегии.