0
46162
Газета НГ-Энергия Печатная версия

10.04.2023 16:53:00

Ветровая энергетика России переживает второе рождение

Целевые показатели локализации производства оборудования требуют пересмотра

Тэги: ветровая энергетика, ветроиндустрия, оборудование, ветроустановки, импортозамещение, зеленая энергетика, вебинар


ветровая энергетика, ветроиндустрия, оборудование, ветроустановки, импортозамещение, зеленая энергетика, вебинар Все компоненты для ветрогенераторов могут выпускаться внутри страны. Фото с сайта www.donland.ru

Российская Ассоциация ветроиндустрии представила ежегодный Обзор ветроэнергетического рынка на вебинаре, который состоялся 16 марта 2023 года. Год тому назад, открывая вебинар, председатель правления РАВИ Игорь Брызгунов подчеркнул, что интерес к зеленой энергетике в России остается стабильным, несмотря на сложную и стремительно изменяющуюся экономическую повестку. Он заявил в связи с этим: «Не учитывать нынешнюю ситуацию невозможно, и, наверное, каждый задается вопросом: а что же дальше? Не станет ли актуальность ветроэнергетики и возобновляемых источников энергии равной нулю после событий, которые, как мы ожидаем, завершатся? У меня есть противоположная информация о том, как себя чувствуют наши потенциальные клиенты. Интерес к зеленой энергетике есть, производственный сектор отрасли озабочен импортозамещением и созданием ветроэнергетического оборудования на мощностях российских предприятий. Остается актуальным интерес к приобретению зеленой энергии, поскольку энергопереход сегодня – это уже глобальная повестка». На сегодня можно лишь подтвердить оптимистический взгляд Игоря Брызгунова на развитие российской ветроэнергетики.

В выступлении Сергея Морозова, председателя правления РАВИ, депутата Государственной думы, были намечены основные направления развития российской ветровой индустрии. Модератор дискуссии, Игорь Брызгунов и автор обзора, доцент кафедры гидроэнергетики и возобновляемых источников энергии НИУ МЭИ Евгений Игнатьев отметили следующие важные моменты нынешнего этапа состояния ветровой индустрии России. Они сводятся к следующему.

Прежде всего в 2022 году российский рынок ветроэнергетики полностью изменился. Это связано с уходом держателей ОЕМ (оригинальные производители оборудования, или original equipment manufacturer) по производству ветроэнерегтических установок. Но, как указывается в докладе, в настоящий момент абсолютно все компоненты для производства отечественных ветрогенераторов мультимегаваттного класса могут производиться или уже производятся предприятиями российской промышленности. При этом среднесрочные перспективы российского рынка ветроэнергетики состоят в создании полноценного коммерческого рынка зеленой энергии. Поэтому в своем вступительном слове Сергей Морозов призвал энергетиков страны заниматься альтернативной энергетикой – и солнцем, и энергией приливов, и всеми остальными технологиями, которые берегут планету и ведут к процветанию страны.

Так, Сергей Морозов указал, что 15 марта прошел правительственный час с участием министра энергетики Николая Шульгинова на тему «О реализации приоритетных проектов развития энергетики РФ». В нем еще раз отмечено, что развитие ВИЭ-генерации будет оставаться приоритетом при развитии энергетики страны. Было отмечено, что энергетическая отрасль постоянно сталкивается с ограничениями, но все равно показывает стабильную работу, а санкции создают условия для развития импортозамещения и разработки собственного оборудования и технологий.

Если рассуждать о создании отечественного ветроэнергетического оборудования, то в словах «Производить, нельзя локализовать» мы запятую ставим после первого слова.

Ветроэнергетика – перспективный коммерческий рынок. На этапе производства одно рабочее место в ветроэнергетике дает два в смежных отраслях и более двух с половиной в строительстве. И это высококачественные рабочие места, где востребован высококвалифицированный труд и сотрудники получают достойное вознаграждение.

Сами современные ветропарки могут выдавать электроэнергию по цене 3,5 руб. за 1 кВт-ч. Кроме того, эту цену можно зафиксировать на длительный период, более 15 лет. С такой ценой на электроэнергию предприятия могут планировать затраты на долгосрочный период и держать конкурентную цену своей продукции.

Сергей Морозов отметил: «В перспективах ветроэнергетической отрасли меня убедили много лет назад, когда мы в Ульяновске строили первые ветропарки. С тех пор, несмотря на все сложности с производством отечественного ветрогенератора, мое мнение не изменилось: России нужно свое производство ветрогенератора мультимегаваттного класса. Для этого надо:

– создать полномасштабный проект по осуществлению НИОКР и переходу к серийному выпуску собственной, независимой от иностранных вендоров национальной ветроэнергетической установки (ВЭУ);

– создать приоритетные условия для российских производителей при отборе проектов ВИЭ, имеющих государственную поддержку».

Евгений Игнатьев, автор обзора, представил картину происходящих на российском рынке процессов.

Как он сказал, в 2022 году все участники ветроэнергетической отрасли, включая компании, которые эксплуатируют ВЭС, производят оборудование, проектируют, научно-исследовательские и образовательные учреждения, вовлеченные в работу отрасли, столкнулись с серьезными вызовами. Обратной стороной этой медали были перспективы для системной трансформации отрасли. За шоками очевидно следовали новые открывшиеся возможности: всем участникам отрасли пришлось оперативно реагировать на резко изменившиеся условия. Так, крупные участники столкнулись с обрушением технологических цепочек, а мелкие – с проблемами оплаты международных сервисов.

Он отметил, что в большинстве российских регионов есть площадки для реализации коммерчески успешных ветроэнергетических проектов. По его мнению, в РФ ветроэнергетический потенциал сконцентрирован в двух основных зонах – это север России, а именно побережье Северного Ледовитого океана, и южные районы в европейской части РФ. Именно в этих регионах, как он считает, на данный момент наиболее активно развивается сетевая ветроэнергетика.

Он уточнил, что для регионов Севера, за исключением Мурманской области, которая в этом году стала регионом, где функционируют крупные сетевые ВЭС, в северных районах развитие ветроэнергетики имеет перспективу в рамках энергоснабжения автономных потребителей совместно с дизельными электростанциями. Некоторое количество таких проектов, по его словам, уже реализовано.

4-10-2480.jpg
Глава компании «НоваВинд» Григорий
Назаров убежден в преимуществах ветровой
энергетики для России.   Фото РИА Новости
Обзор ветроэнергетического рынка России за 2022 год приводит результаты работы энергетической и ветроэнергетической отраслей, а также динамику выработки электроэнергии на квалифицированных ВЭС на оптовом и розничном рынках. Согласно опубликованной в обзоре информации, в сравнении с 2021 годом установленная мощность ВЭС в России в 2022 году выросла в 1,1 раза, а выработка ВЭС на оптовом рынке – в 1,52 раза.

В 2022 году установлено 75 ВЭУ, что составляет 230 МВт мощности. 325 ВЭУ находятся на разных стадиях строительства, заморожено 286,1 МВт строящихся мощностей.

На конец 2022 года ВЭС занимали 0,93% в балансе установленной мощности в энергосистеме РФ. Это, как считает Игнатьев, не самый лучший показатель среди стран мира, но больше, чем когда-либо в российской истории.

Что касается выработки электроэнергии, то по этому показателю, согласно Игнатьеву, за 2022 год на ВЭС приходится 5500 млн кВт-ч. Другими словами, по сравнению с 2021 годом выработка увеличилась более чем в полтора раза. В энергобалансе же РФ доля ВЭС составляла на конец 2022 года 0,47%, что представляет собой тоже максимальное значение в истории ветроэнергетики России.

Как дополнил Игнатьева модератор Брызгунов, современный ветрогенератор дает достаточно хорошую окупаемость даже на розничном рынке при скоростях ветра от 6,5 м в сек. А это характерно для ветра на высоте 100–120 м. Это та самая высота, на которой обычно располагается ось ветрогенератора. Поэтому, считает он, понимать категорично, что в других районах ветроэнергетика не найдет применения, не стоит. В каждом конкретном случае есть площадки, где можно размещать ветрогенераторы. Он привел пример размещения ветрогенератора на 160 МВт в Рязанской области.

Особое внимание в обзоре 2022 года уделено двум важным темам.

Первая – необходимость производства отечественного ветрогенератора мульмегаваттного класса. Мы можем освоить производство всех критически важных компонентов ВЭУ и держать под своим контролем всю цепочку производства. Тогда в среднесрочной перспективе у России появится и экспортный потенциал для ветроэнергетики, ведь под этим рынком заложена мощная коммерческая основа.

Вторая тема – создание коммерческого рынка энергии ветра. Затраты окупаются на 7–8-й год существования ветропарка, значительный экономический эффект проявится на 12–13-летнем интервале. При строительстве ВЭС основные инвестиции происходят на начальных этапах, зато потом эксплуатационные расходы невысоки, и в затратах на эксплуатацию ВЭС нет волатильной топливной составляющей.

Дополнительные вопросы возникли о российском ПО для проектирования ветроустановок. На них ответил Евгений Игнатьев, который работает над созданием программного комплекса Wind Turbine. Сейчас команда находится на этапе сертификации оборудования. Программный комплекс включает модули «Расчет ветроэнергетического кадастра», «Пересчет скорости ветра в точку расположения ВЭУ на высоту башни ВЭУ», «Расчет выработки ВЭУ».

Редакция «НГ-энергии» попросила прокомментировать ситуацию в ветровой энергетике России заместителя генерального директора по развитию технического и нормативного регулирования ВЭС АО «НоваВинд» Виктора Свистунова:

«Документами стратегического планирования еще в 2020 году установлены приоритеты государственной энергетической политики Российской Федерации, в которые входит переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике и максимально возможное использование оборудования, имеющего подтверждение производства на территории Российской Федерации.

Переход к низкоуглеродной энергетике сопряжен с увеличением доли гидроэнергетики, атомной генерации и возобновляемых источников энергии (далее – ВИЭ) в энергобалансе страны. Сегмент ветроэнергетики органично встроен в долгосрочную государственную энергетическую политику и имеет сонаправленный вектор развития, в том числе в достижении технологического суверенитета.

В настоящее время в Российской Федерации доступна только одна локализованная технологическая платформа ВЭУ класса «1 МВт+» – ВЭУ 2,5 МВт, производимая АО «НоваВинд» (госкорпорация «Росатом»).

Считаем важной задачей пересмотр целевых показателей локализации ветроэнергетического оборудования в сторону их увеличения, что является необходимым условием для обеспечения долгосрочной стабилизации цепочек поставок, достижения технологической независимости сектора энергетического машиностроения для ветроэнергетики».

Действительно, госкорпорация «Росатом» вышла на российский рынок ветроэнергетики в 2016 году. При этом ставилось задачей не только строительство ВЭС, но и создание системы технического регулирования, подготовка кадров, организация локализации производства ветровых установок, их сертификация и развитие НИОКР. В 2017 году была основана компания «НоваВинд» как дивизион «Росатома» с задачей консолидации усилий госкорпорации в передовых сегментах и технологических платформах электроэнергетики.

В контур управления АО «Нова Винд» входят АО « ВетроОГК», АО «ВетроОГК-2» и АО «ВетроОГК-3», отвечающие за производство электроэнергии на основе ветроэлектростанций, а также осуществляющие сервисное обслуживание и эксплуатацию ВЭС.

Особое положение в этой системе занимает АО «Атомэнергопромсбыт», занимающийся энергоснабжением предприятий отрасли и развитием проектов новой энергетики.

Возвращаясь к перспективам ветровой энергетики в России, к мнению Евгения Игнатьева целесообразно добавить, что, чтобы оценить технический электроэнергетический потенциал ветроэнергетики Российской Федерации, следует отметить, что он составляет порядка около 17101 млрд кВт-ч/год, что на порядок выше, чем показатель 1090,9 млрд кВт-ч/год, представляющий собой объем электроэнергии, выработанной всеми электростанциями России в 2018 году.

Проведенная оценка ветроэнергетического потенциала показала, что развитие ветровой энергетики наиболее перспективно в Калмыкии, Ставропольском крае, Ростовской области, Ленинградской области, Краснодарском крае, Волгоградской и Асраханской областях, Северо-Кавказском федеральном округе, Северо-Западном, Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, на территорях, расположенных за Полярным кругом, и в прибрежных зонах северо-востока страны, а также на Камчатке и Сахалине. 


Читайте также


Мирзиёев обсуждает в ОАЭ инвестиции в зеленую энергетику

Мирзиёев обсуждает в ОАЭ инвестиции в зеленую энергетику

Виктория Панфилова

0
1633
Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Анастасия Башкатова

Денис Мантуров провел диалог с общественностью по поводу технологического лидерства

0
6072
Энергетические планы Трампа затронут интересы России и Катара

Энергетические планы Трампа затронут интересы России и Катара

Михаил Сергеев

Зеленая повестка перестанет доминировать в США

0
2741
Региональная политика 2-5 декабря в зеркале Telegram

Региональная политика 2-5 декабря в зеркале Telegram

0
14275

Другие новости