0
36425
Газета НГ-Энергия Печатная версия

13.03.2023 17:33:00

В Европе пересматривают подход к мирному атому

Бум строительства АЭС увязывается с производством зеленого водорода

Олег Никифоров
Ответственный редактор приложения "НГ-Энергия"

Ирина Гагаринская

Герт Гревинг

Об авторе: Олег Николаевич Никифоров – ответственный редактор «НГ-энергии»; Ирина Владимировна Гагаринская – независимый эксперт НИЦ «Курчатовский институт»; Герт Гревинг – главный эксперт Международного газового союза по геополитике, ведущий научный сотрудник по энергетике Института международных отношений Клингендейл в Гааге, бывший отраслевой эксперт энергетического диалога ЕС–Россия и круглого стола промышленников Россия–Европа.

Тэги: ес, мирный атом, атомная энергетика, аэс, зеленый водород


ес, мирный атом, атомная энергетика, аэс, зеленый водород Швеция приняла решение о возвращении к возведению новых АЭС, хотя реализация проектов может затянуться на десятилетия. Фото Reuters

Отношение к атомной энергетике в Европе меняется. Об этом говорит строительство первой атомной АЭС в Польше. Не исключен бум их возведения в регионе, считает доцент кафедры европейского права МГИМО российского МИДа Николай Топорнин. Он назвал это «позитивным решением». «Все проблемы одна атомная электростанция (с энергетикой в Европе. – «НГ») решить не сможет. Но добавить энергетической независимости и стабильности, особенно в сфере электричества, конечно, сможет», – прокомментировал Топорнин РИА Новости.

Эксперт добавил, что в Европе начало меняться отношение к атомной энергетике. Раньше считалось, что строительство электростанций – это вредно и опасно.

Для строительства первой АЭС Польша выбрала американскую электротехническую компанию Westinghouse. В Венгрии в скором времени тоже появится электростанция. Ее возводит российская энергетическая компания «Росатом». «Венгрия – небольшая страна, поэтому наличие одной электростанции точно сможет решить проблемы с электричеством», – рассказал Торопнин.

Появление атомной энергетики в Европе – хорошее решение. Особенно на фоне проблем с газом и нефтью, когда сложилась сложная ситуация в энергетике с учетом сокращения поставок газа из России.

Планы Нидерландов

Основными энергетическими ресурсами в Нидерландах являются газ и уголь. В структуре производства электроэнергии природный газ составляет 51%, уголь – 26%. Единственный ядерный энергоблок страны на АЭС Borssele мощностью 485 МВт обеспечивает 3,1% национального электропроизводства. В декабре 2021 года новое коалиционное правительство Нидерландов обнародовало планы относительно ядерной энергетики, поставив ее в центр своей политики в области климата. Правительство заявило, что «предпринимает необходимые шаги для строительства двух новых ядерных энергоблоков и предоставит финансовую поддержку для его реализации – 500 млн евро в период до 2025 года». К 2030 году совокупная поддержка новых АЭС может достигнуть 5 млрд евро. В составе новых ядерных энергоблоков будут реакторы поколения «3+», поскольку «это самый современный тип реактора с улучшенными показателями безопасности, времени работы, топливной технологии и эффективности и уже введены в эксплуатацию в других странах». Завершение строительства двух новых блоков запланировано на 2035 год, мощность каждого 1000–1650 МВт, их доля в производстве электроэнергии в 2035 году составит 9–13% от общей электрогенерации в стране. Из трех возможных площадок, ранее определенных правительством: Эмсхавен (Гроннинген, северная часть страны), Маасвлакте (Роттердам, центр) и участок вблизи АЭС Borssele в Зеландии, наибольшие шансы у площадки АЭС Borssele. 9 декабря этого года кабинет министров объявил, что в настоящее время считает Borssele наиболее подходящим местом для размещения двух новых блоков. «Здесь достаточно места для строительства блоков и большого количества соответствующих зданий и инфраструктуры, такой как хранилище ядерных отходов. Строительство двух реакторов в одном месте также более рентабельно». Окончательный выбор места правительство рассчитывает сделать до конца 2024 года. Кабинет министров отметил также, что «строительство новых АЭС требует комплексного принятия решений и тщательного рассмотрения. Помимо местоположения новой АЭС необходимо принять окончательное решение «о технологии, финансировании, роли правительства и тендерном процессе».

АЭС Borssele начала строиться в июле 1969 года, подключена к сети в июле 1973 года, с октября этого же года началась ее коммерческая эксплуатация. В 2006 году срок службы АЭС был продлен на 20 лет, что позволяет ей работать до середины 2033 года. В декабре 2022 года кабинет министров страны объявил, что считает необходимым провести технико-экономическое обоснование продления эксплуатации Borssele после 2033 года.

Бельгия продлевает сроки эксплуатации

В составе бельгийского ядерного парка 7 блоков суммарной мощностью 5,9 ГВт – три на АЭС Tihange и четыре на АЭС Doel. Коалиционное правительство Бельгии 23 декабря 2021 года подтвердило свое решение закрыть все ядерные энергоблоки в стране к 2025 году. Блоки № 1 и № 2 АЭС Doel и блок № 1 АЭС Tihange, начавшие эксплуатацию в 1975 году и подлежащие закрытию после 40 лет эксплуатации в июне 2015 года, получили разрешение на продление работы на 10 лет – до 2025 года. В соответствии с планом Doel-3 был окончательно остановлен в сентябре 2022 года, а Tihange-2 закрыт в конце января 2023 года. Блоки Doel-4 и Tihange-3, вступившие в эксплуатацию позже (в 1985 году), могут работать до 2025 года. 9 января 2023 года французская компания Engie (оператор бельгийских АЭС) и федеральное правительство Бельгии подписали соглашение о продлении работы блоков Doel-4 и Tihange-3 в течение еще 10 лет. В заявлении правительства говорится, что соглашение «предусматривает начало необходимых экологических и технических исследований для получения разрешений, необходимых для этого продления». «Мы заключили важное соглашение об энергоснабжении нашей страны, – отметил премьер-министр Бельгии Александр де Кроо. – После двух очень напряженных недель мы заложили основу для продления работы реакторов Doel-4 и Tihange-3, так что работы можно начать завтра… Настоящим мы вернем нашу судьбу в свои руки, что принесет пользу как безопасности поставок, так и цене. В дополнение к увеличению количества газовых и ветряных морских турбин и солнечных панелей эксплуатация ядерных реакторов дает нам краткосрочную и долгосрочную перспективу безопасности, которая нужна нам сегодня». Продление эксплуатации Doel-4 и Tihange-3 позволит сохранить 2000 МВт мощностей ядерной энергетики. По мнению экспертов, без вклада ядерной энергетики Бельгия не сможет выполнить свои цели по климату, достичь долгосрочной стабильности цен на электроэнергию и безопасности ее поставок.

Шведская экономическая политика

Немецкий экономический еженедельник Wirtschaftswoche отмечает, что вслед за Нидерландами и Польшей Швеция тоже намеревается развивать строительство АЭС. 12 лет спустя после аварии на японской «Фукусиме» настроения в Европе меняются. Еженедельник утверждает, что шведское правительство планирует законодательную инициативу, которая должна обеспечить возведение в стране новых АЭС. Предполагается ее вступление в силу в марте 2024 года. Шведский премьер, правоконсервативный политик Ульф Кристерссон сделал возрождение ядерной энергетики главным направлением своей экономической политики. Для него именно она является ключевой техникой для будущего энергоснабжения Швеции. Как отмечает еженедельник, Швеция, как и многие другие европейские государства, страдает от роста тарифов на электроэнергию с начала проведения Россией специальной военной операции. Швеция в отличие от Германии в меньшей степени зависима от российского газа, но стремление к всеобщей электрификации (в стране должны быть электрифицированы транспорт и промышленность) приведет в недалеком будущем к резкому возрастанию потребления электроэнергии.

Как известно, Швеция в 1980 году на референдуме приняла решение отказаться от атомной энергетики. Первоначально планировалось закрыть все АЭС в стране к 2010 году. В тот период шведские правительства активно развивали возобновляемую энергетику и прежде всего строили в большом количестве ветровые станции. Таким образом, Швеция в мировом разрезе превратилась в один из крупнейших производителей и потребителей возобновляемой энергии на душу населения. Первостепенное развитие в стране получили ветровые электростанции и ГЭС.

В настоящее время в Швеции работают 6 АЭС, которые покрывают 30,1% всей потребности страны в электроэнергии. Для сравнения, в 1996 году АЭС покрывали 56,4% потребности в электроэнергии.

3-14-2-650.jpg
Схема расположения строящихся АЭС в Европе.   
Карта по состоянию на 2016 год подготовлена «НГ»

























Международная инициатива

Швеция – не единственная европейская страна, которая предпринимает законодательные усилия по преодолению прежних решений по закрытию атомной энергетики. Аналогичные инициативы, как уже отмечалось, выдвигаются в Польше и в Нидерландах. Наряду с европейской ядерной державой Францией новые реакторы строят также Великобритания, Финляндия и Словакия. В других странах, таких как Бельгия, Чехия, Венгрия, Словения, Румыния и Болгария, предусмотрено удлинение сроков использования действующих АЭС. 13 из 27 стран – членов ЕС намерены еще некоторое время пользоваться атомной энергией, предполагает еженедельник.

Насколько уже можно говорить о появлении новых тенденций в мировой энергетике, связанных со ставкой на ядерную энергетику, задается вопросом Wirtschaftswoche. Еженедельник видит проблему скорее скептически. Еженедельник приводит свидетельство издателя World Nuclear Industry Status Report Майкла Шнайдера, который полагает, что, несмотря на высокие цены на газ и нефть, установившиеся после начала СВО, доля атомной энергетики в производстве электроэнергии впервые за истекшие 40 лет опустилась, несмотря на растущий спрос на электроэнергию, ниже 10% (данные середины 2022 года). В середине 90-х годов этот показатель был выше вдвое. Он считает, что это связано с ростом производства электроэнергии из возобновляемых источников.

С точки зрения шведских энергетических корпораций, до запуска новых реакторов может пройти достаточно много времени, возможно, десятилетие. Ведь сначала планируемый закон еще должен будет пройти через парламент. К тому же строительство новых реакторов связано со значительными инвестициями, для которых характерно постоянное удорожание. Поэтому основной интерес шведских энергетиков связан с продлением сроков эксплуатации существующих АЭС.

Во всем мире на начало 2023 года в стадии строительства находились 59 реакторов, большинство из которых приходится на Китай. Издатель напоминает, что в 1979 году в стадии сооружения находились 234 реактора, но каждый пятый из них так и не был достроен. Во многом это связано было с удорожанием проектов по сравнению с первоначальными в 3–4 раза. Проблема финансирования строительства АЭС во всех странах мира, утверждает эксперт, связана с участием в финансировании государства. Нередко это происходит за счет потребителей из промышленности и индивидуального сектора. В издании приводится пример эксплуатации построенной АЭС фирмой EDF. 35 лет тому назад компания получила от британского правительства, которое софинансировало строительство АЭС, указание продавать электроэнергию от построенной с госучастием АЭС по гарантированной цене в 92,5 фунта стерлингов за мегаватт-час. Если рыночная цена падала ниже данного тарифа, то потребителю приходилось компенсировать разницу. Такие же примеры издание приводит из США, где наблюдается рост строительных расходов по сравнению с первоначальной калькуляцией в несколько раз.

К тому же во всем мире имеется на сегодня ограниченное число фирм, которые владеют соответствующими технологиями и способны строить АЭС. Майкл Шнайдер называет такие фирмы в России, Китае, США, Франции, Японии и Южной Корее. Американская корпорация Westinghouse после своего банкротства в 2017 году, утверждает Майкл Шнайдер, ничего, кроме завершения строительства АЭС Vogtle в американском штате Джорджия, не предпринимает и не ведет новых проектов. Напомним читателям, что один из мировых лидеров в атомной энергетике Westinghouse Electric подала в 2017 году на банкротство. На конец 2016 года компания имела обязательства на 9,8 млрд долл., сообщила в свое время ее материнская компания японская Toshiba. Именно на тот период времени приходится самый пессимистический прогноз Майкла Шнайдера о перспективах атомной энергетики. Ситуация с Westinghouse – всего лишь еще одна глава в проблемной истории мировой атомной индустрии, она показывает, что у этой индустрии нет светлого будущего, говорит Майкл Шнайдер.

Есть смысл здесь поправить эксперта. Сейчас Westinghouse Electric Company находится во владении Brookfield Asset Management – канадской управляющей компании, которая пытается возродить ее былую славу. Шнайдер отмечает, что решение Siemens выйти из этой отрасли, проблемы Areva с финансами и безопасностью, падение стоимости China General Nuclear Group и мусорный статус бондов российского «Атомэнергопрома» являются свидетельствами глобального переворота в бизнесе.

На сегодня, по его оценке, российские компании из-за многочисленных санкций не имеют никаких шансов на строительство новых реакторов в Европе. Китай же строит АЭС в Пакистане, а японские атомные строители Hitachi и Mitsubishi сооружают ВЭС только в Японии, и то при наличии правительственных гарантий.

Впрочем, необходимо понимать, что такую нерадостную картину мирового реакторостроения немецкая Wityschaftswoche может давать вследствие сложной внутриполитической ситуации в Германии, где у власти находится партия экологистов, категорически выступающая против ядерной энергетики.

С точки зрения нидерландского эксперта с мировым именем Герта Гревинга, новые решения, обсуждающиеся в странах ЕС, исходят из перспективного сочетания атомной энергии и водорода. Как он отметил, наиболее характерным примером в этом плане являются НидерландыТам имеется несколько подходов: никакого ископаемого топлива в нашем топливном балансе, никакой энергии с Востока, никаких дополнительных выбросов и быстрые решения, чтобы остаться в рамках, которые установили конференции ООН по вопросам изменения климата. Это своего рода масштабный политический оптимизм, но, учитывая технологические сложности, наличие вариантов – уже хорошо. Вот только реалистично ли это?

Новое мышление заключается в том, чтобы в ближайшее время установить гораздо большие мощности атомной генерации, чтобы удовлетворить растущие потребности в электроэнергии и тепле, а также сбалансировать сеть, в которую поступает все больше солнечной и ветровой энергии от офшорных установок. Эти три элемента должны стать основой для удовлетворения наших энергетических потребностей в будущем. С их помощью мы могли бы покрыть потребности в электроэнергии, даже при сокращении использования газа. Электрификация энергобаланса – это вопрос времени, энергопереход уже запущен.

Еще одна проблема – отопление. С увеличением количества ветроустановок и солнечных панелей тут возник дефицит: как в Голландии, так и в Германии. Необходимо больше газа – природного газа, биометана, водорода, какого угодно.

Современный подход предполагает добавление к блоку из солнца, ветра и мирного атома больше энергии газа. Это гибкий источник, который эффективен в течение всего года. А вот использование угля, в том числе бурого, следует исключить из-за ограничений по выбросам. В сезоны с низким спросом и высокими поставками надо производить как можно больше водорода и откладывать его до поры до времени.

Кроме того, надо импортировать водород, отдавая приоритет зеленому типу, чтобы гарантировать достаточный уровень отопления в зимний период. Импортировать откуда угодно, кроме Востока. Увеличивать количество атомных энергоблоков, сокращать выбросы, оставаться на правильном пути в рамках климатических решений. Так и спасем планету. Этот подход становится все более очевидным для Евросоюза и со временем распространится среди всех его членов.

Этот вариант возможен и выполним, но требует времени и крупных вложений, на его реализацию понадобятся годы. В Нидерландах бюджет на его развитие позволяет установить два энергоблока и получить лицензии на строительство на берегу. На следующем этапе можно будет сосредоточить внимание на строительстве энергоблока в южной части страны, недалеко от моря, которое обеспечит поглощение тепла.

Можно предположить, что конкретное строительство начнется не ранее чем через пять лет, а учитывая нынешние проблемы, связанные с выбросами азота, не ранее чем через 10 лет. Вопрос времени будет ключевым в формировании нашего энергобаланса. 


Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1283
Джакузькина мать

Джакузькина мать

Истории про Герцена и Огарева, Галину Уланову и Просто Посмешище

0
745
У нас

У нас

0
583
Мигранты штурмуют границы Европы

Мигранты штурмуют границы Европы

Дмитрий Тараторин

Минск заявляет, что сам стал заложником ситуации

0
1765

Другие новости