Турция и Россия начали работу над проектированием дополнительных веток для «Турецкого потока». Фото с сайта www.tccb.gov.tr
18 июля председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен и президент Азербайджана Ильхам Алиев подписали в Баку Меморандум об энергетическом сотрудничестве. Согласно документу, будут удвоены мощности «Южного газового коридора». Объем поставок к 2027 году должен вырасти до 20 млрд куб. м. С точки зрения ЕС, этот проект также представляет собой альтернативу российским поставкам газа.
Когда Россия устами своих лидеров говорит о намерении продолжать газоснабжение Европы, то нередко в данном случае речь идет о перемещении газового хаба из Германии в Турцию.
Вместо двух веток «Турецкого потока», считают в Москве, можно построить четыре. Далее через коридор через Турцию, Болгарию, Сербию, Венгрию, Словакию и, возможно, Австрию этот газ уже без политической окраски будет поступать потребителям в Европе. Это и обусловливает перспективность турецкого хаба. Он перспективен и с точки зрения безопасности, поскольку газовые трубопроводы для него залегают на значительно большей глубине, чем в мелководном Балтийском море. Другим его преимуществом в условиях санкционного давления на Россию является отсутствие прямой связи с Россией. Пересекший турецкую границу газ уже становится турецким.
Турецкий хаб может быть и интернациональным, поскольку в Турцию поступает и азербайджанский газ. А возможно, по Трансанатолийскому газопроводу (ТАНАП), который начинается в Азербайджане и заканчивается у греческой границы, пойдет газ из других стран. Это может быть и Туркменистан, и Казахстан, и даже Иран. Как известно, продолжением его является Трансадриатический газопровод, доходящий уже до Италии.
Для России крайне перспективным в плане сохранения доступа в Европу может стать использование всех названных газопроводов, которые объединены в единое понятие «Южный газовый коридор». Поэтому объединение усилий турецких, российских и азербайджанских газовиков на данном этапе может внести изменения в оценку будущего газового рынка в Европе.
Пока недостатком с точки зрения превращения турецкого хаба в энергораспределитель для Южной и Центральной Европы является нехватка разветвленной инфраструктуры и газовых хранилищ, особенно в меридиальном направлении. Да и в России ТАНАП традиционно рассматривался как конкурент «Турецкому потоку», а не как возможный совместный проект.
Немаловажным фактором является при этом возможность смешения российского газа с энергоносителями других поставщиков. Поскольку этот факт будет затруднять введение дополнительных санкций против России, то Россия при складывающихся обстоятельствах останется в выигрыше от налаживания сотрудничества с Турцией и Азербайджаном.
Возможности же допуска других производителей к пока чисто азербайджанской трубе не регулируются на сегодня никакими международными соглашениями или правилами ЕС.