Россия пытается за счет приобретения новых танкеров избежать санкций. Фото Reuters
2 декабря страны G7 и их союзники официально утвердили потолок цен на российскую нефть. Это произошло сразу после того, как в ЕС наконец смогли договориться по этому вопросу. По оценке российского Минфина, нефтегазовые поступления должны были обеспечить более 40% доходов федерального бюджета на ближайшие три года. В ЕС оценивают такие доходы в 45% и считают, что львиная доля – 37% – приходится именно на продажи нефти. Понятно, что одни из основных антироссийских санкционных мер касаются именно нефти.
В бюджет на 2022 год закладывалась прогнозная цена на нефть Urals в размере 62,2 долл. за баррель. Поэтому в шестом пакете санкций, положения которого вступили в силу 5 декабря, предусматривается полный запрет на покупку российской нефти, перевозимой морским транспортом. С этого же дня страны G7, ЕС и Австралия совместным решением планировали запретить своим банкам, страховым компаниям, танкерам и портам оказывать любые услуги, связанные с морским экспортом российской нефти, превышающим установленный ими потолок цены. Окончательная цена, по которой удалось договориться в рамках ЕС, составляет 60 долл. за баррель российской нефти.
Самое важное в принятых решениях то, что предельная цена на российскую нефть будет периодически пересматриваться начиная с января, чтобы удержать потолок как минимум 5% ниже средней цены продажи нефти. Гамбургская газета Zeit приводит расчеты одного из чиновников ЕС , согласно которым Россия не сможет продавать благодаря санкциям ежедневно около 3 млн барр. нефти. При долгосрочной цене барреля в 70 долл. ежедневно Россия будет терять, таким образом, по 210 млн долл.
Россия же, как известно, уже объявила, что не будет поставлять свою нефть в страны, которые будут придерживаться таких ценовых ограничений.
Оценить ценовую ситуацию с декабря–января 2022–2023 годов достаточно сложно. Поскольку большую роль будет играть такой фактор, как мировой спрос на нефть. И хотя страны ОПЕК приняли решение не увеличивать квоты на добычу, пойдут ли нефтедобывающие страны из-за падения спроса на сокращение квот – пока неизвестно.
Россия за полгода до вступления в силу нефтяных санкций предприняла первые защитные шаги. К ним относятся перерегистрация танкеров в российскую юрисдикцию и создание собственных национальных страховочных и перестраховочных компаний.
России удалось уже переориентировать большую часть европейских поставок нефти на Китай, Индию, Турцию и ряд других стиран Азии. Понятно, что для России снижается маржинальность этих поставок, что связано с ухудшением логистики. Ведь раньше азиатские поставки обеспечивались из восточных портов. А теперь придется для поставок в азиатские страны использовать логистику европейских портов и Черноморско-Азовского бассейна.
Но принципиальная проблема в том, что сама логистика перевозки российской нефти с запада на восток требует совершенно другого количества крупнотоннажных судов. Примерно 60% таких танкеров до недавнего времени находились в юрисдикции Греции, Кипра и Мальты. Поэтому для России проблема поиска крупнотоннажных танкеров остается. А это означает, что с января 2023 года ценовая просадка для российской нефти неизбежна.