Выступление заместителя председателя правительства РФ Александра Новака на межведомственной рабочей группе по развитию водородной энергетики. Фото с сайта www.government.ru
26 октября межведомственная рабочая группа по развитию в Российской Федерации водородной энергетики, которую возглавляет заместитель председателя правительства Александр Новак, одобрила доработанный проект соответствующей Комплексной программы, которая будет определять становление отрасли до 2035 года. Как ожидается, уже в ближайшее время, пройдя все необходимые процедуры согласования, эта программа будет утверждена. В нее войдут несколько документов стратегического планирования, которые существуют на сегодняшний день, в частности Концепция развития водородной энергетики в Российской Федерации и План мероприятий («дорожная карта») по развитию водородной энергетики в Российской Федерации, а также соглашения с ключевыми компаниями – «Газпромом» и «Росатомом» – по развитию высокотехнологичных направлений. В результате получится сбалансированный документ, подготовленный при участии большого количества экспертов.
Без водорода никуда
С точки зрения перспектив развития мировой энергетики водород рассматривается в качестве одного из инструментов и потенциальных энергоносителей, способных обеспечить решение проблемы борьбы с изменением климата и энергоперехода, несмотря на все те изменения, которые сейчас происходят (и даже благодаря им). На международном рынке перспективы развития водородной энергетики преобразовались только в положительную сторону. В масштабах мира геополитика сыграла очень серьезную роль в дальнейшем «озеленении» экономик, что привело к ускорению темпов развития зеленой экономики и энергетики, включая водородную. Вот некоторые цифры, которые показывают, что водородная энергетика сейчас заключается не только в планах, но и в возможностях, и на каких-то рынках это уже не просто какие-то планы, а реальные инвестиции:
240 млн долл. – общий объем инвестиций в производство водорода, уже объявленный на горизонте 2030 года;
22 млрд долл. – это объем принятых инвестиционных решений и проектов в процессе реализации;
в мире на текущий момент реализуется огромное количество водородных проектов – до 700;
90 млн т – рынок «серого» водорода сегодня;
40 тыс. т – текущий объем производства низкоуглеродного водорода.
Как показывают цифры последнего отчета Международного совета по водороду, дисбаланс во внутреннем производстве и потреблении водорода будет существовать, и он будет достаточно большим: к 2030 году ожидается порядка 65 млн т водорода, транспортируемого на дальние расстояния между странами. Это практически удвоение рынка только за счет международных поставок новых объемов водорода, и это будет в основном низкоуглеродный водород.
Есть ли место для России?
Каково место России на мировом рынке водорода – это действительно большой вопрос. В правительстве отталкиваются от цифры в 1 млн т, то есть около 2% глобальных поставок. При более благоприятном сценарии стоит рассчитывать на долю рынка как минимум в 5–10%. При любом раскладе правительство обещает уделять большое внимание развитию водородной энергетики, и даже если в 2022 году произошло некоторое вынужденное «торможение» внимания к климатической повестке, в долгосрочном периоде все эти процессы не уйдут на второй план и впоследствии активизируются.
Стоит отметить, что Комплексная программа развития отрасли низкоуглеродной водородной энергетики в Российской Федерации до 2035 года изначально разрабатывалась с привлечением экспертизы со стороны игроков рынка: в ней принимали участие 25 компаний разных направлений деятельности, от потенциальных производителей и потребителей водорода и до банковского сектора. Уже к началу 2022 года программа была в высокой степени готовности, но затем пришлось ее скорректировать с учетом сместившихся приоритетов и прочих реалий сегодняшнего дня.
Акцент на разработку и экспорт технологий
Несмотря на ощутимое влияние санкций, в том числе на проекты в области водородной энергетики, в правительстве по-прежнему считают, что направление развития водородных технологий является одним из самых приоритетных. В проекте программы целевые показатели были скорректированы в пользу увеличения доли отечественных технологий и сокращения экспортных планов.
Среди приоритетов развития водородной энергетики в условиях новых экономических вызовов, кроме уже упомянутого фокуса на развитие отечественных технологий производства, хранения и транспортировки водорода для внутреннего и международного рынков, было названо создание национальной системы квалификации и сертификации водорода, а также серийное производство линейки промышленной продукции с использованием водорода и создание испытательных полигонов.
Если ранее приоритетами были экспорт водорода и завоевание достойных позиций на мировых энергетических рынках, то в текущей ситуации ставить себе такую амбициозную цель будет избыточно оптимистично. Основными приоритетами с точки зрения развития водородной энергетики в России должны стать развитие технологий и поставка технологий на экспорт в качестве конечного продукта.
Действительно, на перспективу до 2035 года на дружественных РФ рынках формируется спрос объемом более 30 млн т водорода. Поэтому очевидно, что в этих странах будет серьезно увеличиваться спрос на технологическую составляющую: технические решения, компоненты для оборудования. И акцент на развитие, наращивание в России технологического потенциала путем стимулирования НИОКР и производственных объектов – совершенно логичный ход.
Разворот на Восток
Правительством поставлена и задача развития международного сотрудничества в области водородных проектов. Ключевым направлением станет сотрудничество со странами БРИКС и БРИКС+, для этого тоже есть соответствующие необходимые инструменты. На сегодняшний день на базе Российского энергетического агентства (РЭА) функционирует платформа энергетических исследований стран БРИКС, и в рамках этой платформы уже достигнуты соответствующие договоренности с партнерами по БРИКС.
На текущий момент в нашей стране существует довольно большой задел по развитию технологий производства, транспортировки, хранения и применения водорода. Многие из этих технологий находятся на стадии опытных образцов, многие – на стадии пилотных проектов. По мере того как эти технологии будут отработаны, водород будет востребован как на внутреннем, так и на внешнем рынках, включая такие перспективные (в силу энергодефицита) страны с точки зрения экспорта/импорта энергоносителей и низкоуглеродного водорода, как Индия и Китай.
«Индокитайское» направление в правительстве называют в качестве одного из приоритетных направлений деятельности как в формате БРИКС, ШОС, ЕАЭС, так и в формате двустороннего сотрудничества. Несмотря на то что в Китае на сегодняшний день достаточно бурно уже развиваются в практической плоскости технологии производства «зеленого» водорода, с учетом прогноза по развитию экономик стран БРИКС и Китая в частности, уже понятно, что Россия определенно может претендовать на свою долю в экспорте водорода в Китай.
Поддержка есть, но надо больше?
Чтобы работать с реалиями водородного рынка РФ, на горизонте 2030 года необходима ключевая роль государства и (не в последнюю очередь) крупных корпораций. Внутри страны это подразумевает структурную поддержку создания внутреннего рынка. Крупные государственные и частные компании и институты способны разделить риски государства при реализации пилотных проектов и обеспечить их реальное масштабирование. Поддержка необходима и для развития отечественных технологий.
Соответствуют ли целевые показатели по производству водорода для внутреннего рынка, которые сейчас заложены в Комплексной программе, целям технологического развития? По мнению экспертов Ассоциации развития возобновляемой энергетики (АРВЭ) – нет. Эксперты призывают к более агрессивным шагам для стимулирования локальных производителей.
О недостаточности господдержки – и в плане нормативных решений, и не только – говорили и сами игроки рынка на недавней конференции International Hydrogen Conference (IH2CON) в Москве. Их деятельность в начале года четко разделилась на «до» и «после»: если «до» активно разрабатывались проекты, связанные с производством/генерацией, то уже в марте европейские партнеры приостановили сотрудничество, и многие проекты были поставлены на паузу. Тем не менее работа со странами Азиатско-Тихоокеанского региона развивается, но по большей части не в плане производства/генерации водорода, а по привлечению оттуда наиболее доступных технологий.
Российские компании, развивающие водородное направление, ищут типовые проекты для дальнейшего тиражирования решений, фокусируются на новых низкоуглеродных технологиях, делая ставку на техническое развитие в период неопределенности на рынке. Разработав локальные решения по получению низкоуглеродного водорода, отечественные производители смогут создать технологический задел для возможного рывка, когда соответствующий рынок появится.
Приоритетами на внутреннем рынке РФ сейчас являются ускоренное развитие технологий – не просто конкурентоспособных, а опережающих лучшие зарубежные образцы, – и реализация пилотных проектов.