Глава Минфина США Джанет Йеллен надеется не допустить дальнейшего роста стоимости черного золота. Фото Reuters
Процесс финансолизации, охвативший в последние годы мировые рынки, привел к трансформации сырьевых рынков в финансовые. На биржевых площадках все чаще определяется цена на сырьевые активы. Объемы операций с нефтяными фьючерсами во много раз превышают торговый оборот на спотовом рынке физической углеводородной нефти, где превалируют поставки нефти из Саудовской Аравии и России. Состояние рынка физической нефти и рынка фьючерсной нефти, по сути, не влияют друг на друга. Спотовая нефть может дешеветь, а фьючерсная, напротив, дорожать. Во фьючерсных контрактах отражаются будущие ожидания торговых игроков. Подписание фьючерсных контрактов гарантирует трейдерам спрос по ценам, не зависящим от внешних факторов.
Роль ФРС США в формировании нефтяных котировок
Регулятором операций с «бумажной» нефтью выступает Федеральный резерв США, от движения ключевой ставки которого зависит динамика нефтяных котировок. При росте ключевой ставки ФРС цены на нефть падают, при снижении – растут. При восходящем движении нефтяных котировок США выигрывают на мировом рынке «бумажной» нефти. Цены на физическую нефть и на нефтяные фьючерсы устанавливаются в американских долларах, эмиссию которых осуществляет ФРС. Увеличение объема «бумажных» сделок на нефтяном рынке является результатом роста долларовой ликвидности, увеличения потока денежных средств американских институциональных инвесторов. Отсюда понятен рост зависимости рынка нефти от динамики курса доллара США. При укреплении курса американского доллара происходит снижение реальной стоимости номинированной в нем нефти и наоборот. Доллар США занимает доминирующие позиции на нефтяном рынке как инструмент глобальных торговых расчетов. Показатель доли американского доллара в нефтяных сделках ежегодно превышает долю всех остальных валют.
Превращение нефти в биржевой инструмент из обычного физического товара изменило характер влияния доллара США на нефтяные котировки. Развитие биржевой спотовой торговли и запуски фьючерсов на сырую нефть укрепили позиции американского доллара. При реальном или ожидаемом повышении его курса ввиду возможного изменения ключевой ставки ФРС растет спрос на фьючерсы на нефть, приводя к росту цен на физическую нефть.
В настоящее время такие классические факторы, как спрос и предложение, утрачивают свое влияние на ценообразование на мировом нефтяном рынке. Факторами, определяющими формирование трендовых движений нефтяных котировок, все чаще выступают монетарные инструменты ФРС США. Цена на нефть становится все больше оторванной от физического товара и привязанной к финансовым инструментам. Усиление воздействия монетарных факторов на нефтяные котировки происходит на фоне сокращения уровня добычи нефти на рынке реальных физических поставок. Россия, Саудовская Аравия пока еще не в состоянии в полной мере влиять на стоимость нефти на мировом рынке. Биржевые нефтяные котировки не соответствуют реальной стоимости товара и преимущественно определяются спекулятивными субъективными факторами. Платить за нефть и нефтепродукты можно в любой валюте, однако валютой цены является доллар США. Отсюда понятно, почему и продавцы, и покупатели предпочитают осуществлять расчеты в долларах в целях избежания издержек. Такой подход во многом объясняет стабильное положение доллара США на мировом нефтяном рынке.
Стремление США играть доминирующую роль при установлении цен на нефтяном рынке через монетарную политику несет в себе риски для стран – покупателей нефти, поскольку для покупки нефти в первую очередь следует приобрести доллары США, стоимость которых на валютном рынке определяется действиями ФРС, что не может не сказываться на издержках приобретения нефти.
Сегодня наиболее актуальным вопросом является, насколько реально и целесообразно отказаться от доллара США в расчетах за нефть и нефтепродукты, учитывая, что основная доля мировых сделок на рынке нефти совершается в долларах США. Контрактные расчеты за нефть осуществляются исходя из долларовой оценки.
Нефтедоллар – основа американской экономики
Нефтедоллар является не только платежным средством. США рассматривают нефтедоллар в качестве основы американской экономики, эффективного монетарного инструмента глобального давления на зарубежные страны. Доллар США является инструментом котирования нефтяных взаиморасчетов. Поскольку мировые цены номинированы в долларах США, страны, желающие перейти на расчеты в альтернативной доллару валюте, будут вынуждены котировать курс используемой валюты. Любой контракт, даже если он будет заключен в другой валюте, будет апеллировать к долларовым котировкам нефтяных рынков. Ведущие финансисты скептически относятся к замене доллара США как расчетной валюты в нефтяной торговле. К тому же следует отметить, что доллар США крайне активно используется странами – потребителями нефти, в частности Китаем, для кредитования реального сектора национальных экономик при осуществлении внутренних и международных транзакций.
Международные операции в долларах искусственно увеличивают спрос на американскую валюту, что позволяет оценивать доллары США выше их реальной цены. Растущие объемы долларов, порождаемые мировыми долларовыми торговыми операциями, фактически направляются на кредитование экономики США и на обслуживание постоянно растущего государственного долга.
>> СТР. 10
ОКОНЧАНИЕ НАЧАЛО НА СТР. 9
Процессы дедолларизации в финансовых расчетах в международной торговле нефтью
Сторонниками отказа от нефтедоллара являются Россия и Китай. При этом позиция России объясняется растущими экономическими санкциями со стороны Запада, призывами руководства ЕС к странам Евросоюза наложить нефтяное эмбарго на поставки российской нефти и нефтепродуктов вслед за США, Великобританией, Австралией и Канадой. К концу апреля странам ЕС не удалось достигнуть консенсуса по вопросу полного эмбарго на импорт российской нефти. Это касается и альтернативных решений, таких как введение штрафных пошлин на поставки нефти. Новый, шестой пакет экономических санкций будет обсуждаться в конце мая текущего года. Уже сегодня ясно, что вряд ли странам ЕС удастся договориться. Учитывая непростые отношения между европейскими странами, разрабатываются предложения о постепенном отказе от нефти из России или введении тарифов на экспорт, превышающий определенный потолок цен в целях выдавливания российской нефти с европейского рынка. При этом ценовой предел следует распространить только на поставки нефти из России. Получится ли у ЕС исполнить задуманные планы, пока сложно сказать. Наиболее жестко настроенные против России в Европе силы рассчитывают на позицию Франции. И все это случается на фоне происходящих на нефтяном рынке неожиданных процессов. Появляются новые сорта нефтепродуктов, называемые «туркменской смесью», «латвийской смесью», содержащие значительное количество российской нефти. Происходит смешение российской нефти с другими видами, чтобы скрыть ее происхождение.
Россия рассматривает возможность введения расчетов за нефть в национальной валюте в отношениях со странами ЕАЭС, Турцией и Ираном. Иностранные торговые контрагенты в большинстве своем не готовы отказаться от доллара США и переходить на расчеты в других валютах, включая российский рубль. Расчеты за нефть в российских рублях с Китаем незначительны, что объясняется растущим стремлением КНР расширить использование китайского юаня и воплотить в жизнь планы Китая по юанизации мировой экономики на фоне обострения экономической войны Запада с Россией. К тому же доллары США становятся весьма опасной валютой с учетом ее зависимости от нестабильных настроений американских политиков.
Китай мотивирует свое стремление отказаться от доллара США в расчетах за нефть своей позицией крупнейшего мирового потребителя нефти. В марте 2018 года на Шанхайской бирже в Китае в рамках интеграционной программы «Один пояс – один путь» был запущен проект торговли нефтяными фьючерсами в китайских юанях. В первую очередь проект был рассчитан на торговых игроков из стран АТР. В марте 2022 года Китай, являясь крупнейшим покупателем нефти у Саудовской Аравии, на которого приходится 25% всех экспортных нефтяных продаж страны, начал переговорный процесс с саудитами о поставках нефти за юани, о расширении действий недолларового нефтяного фьючерса, номинированного в юанях, который себя уже показал в торговле с Ираном, в обход американских санкций. Китай расплачивается за поставки нефти в юанях не только с Ираном, но и с Россией, Нигерией, Венесуэлой. Переход Саудовской Аравии к поставкам нефти в Китай за юани вместо доллара США можно рассматривать как начало ослабления нефтедолларовой системы, прекращения фактического действия нефтедолларового соглашения между США и Саудовской Аравией. Данный шаг может привести к беспрецедентной ситуации на мировом углеводородном рынке. Признаком ослабления доллара США являются переговоры между Россией и Индией о взаиморасчетах по схеме рубль/рупия. Россия выступает за переход на расчеты за нефть в валюте страны-экспортера или страны-импортера.
Настоящая ситуация с отказом от доллара во взаиморасчетах не уникальна. Доллар США Китай не использует во взаимном товарообмене с Австралией, Японией и Индией. Япония не использует американский доллар в торговле с Бразилией. Однако товарооборот Китая и США номинирован в долларах. Китай закупает в США нефтепродукты в долларах. Пока этот тренд сохранится, говорить об уходе от нефтедоллара не приходится.
Влияние геополитики
По мере развития многополярного мира возможен постепенный, хотя и длительный уход от доминирования доллара США на мировом рынке нефти. Произойти это может только в случае ослабления заинтересованности стран держать свои активы в американских долларах. Во многом это будет зависеть от развития платежной системы торговли между странами БРИКС, особенно в рамках Банка БРИКС. Кроме того, процесс дедолларизации международной торговли нефтью в немалой степени связан с доминированием геополитики в мировой экономике, в частности в мировой энергетике, включая ее нефтяной сектор. Пока, на наш взгляд, именно доминирование геополитики при ведущей роли США позволяет ФРС США накачивать мир долларами. Всего выпущено более 150 трлн долл., из которых около 10 трлн – это наличные. При этом на обслуживание внутренних нужд американской экономики задействовано в последние несколько лет ежегодно, по разным оценкам, примерно около 10 трлн долл. Остальные доллары идут на «экспорт» без гарантий под реальные активы в США. n